РАЗДЕЛ № 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время современному человеку необходимо усваивать очень
большое количество информации постоянно, что приводит к необходимости
чтения в больших объёмах. Школьникам приходится еще сложнеё: учебная
нагрузка увеличивается, школьные программы становятся сложнее и требуют
от детей высокой познавательной активности. При этом большинство
школьников, по статистическим данным, имеют очень низкую скорость
чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют,
переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их,
искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет
учащимся понимание прочитанного.
Важным
умением
для
учащегося
является
умение
постигать
информацию эффективно, с высоким уровнем понимания содержания текста.
С появлением и распространением гаджетов, жизнь ребёнка значительно
изменилась. Современные дети большое количество времени проводят с
телефонами, планшетами, где поток информации огромен, но качество этой
информации оставляет желать лучшего, при этом воспринимать такой
материал гораздо проще, чем прочитать книгу, понять её и запомнить.
Поэтому работа с текстом становится теперь очень сложной задачей для
ребенка. В среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным
дисциплинам становится объёмным, умение читать много и качественно
становится необходимым умением. Именно поэтому внедрение методов
обучения
скорочтению
скорочтения,
будущий
становится
оправданным.
старшеклассник
Владея
сможет
навыками
безболезненно
ориентироваться в резко увеличившемся объёме учебной информации.
Скорочтение – это не просто умение быстро осваивать большие
текстовые объёмы информации. Благодаря навыку быстрого чтения
развивается память, внимание, логическое мышление и уровень самоконтроля.
2
В результате учащийся становится более успешным во многих областях, ему
легче справляться со школьной нагрузкой и выполнением домашнего задания.
В связи с этим скорочтение становится важным навыком для гармоничного
развития человека на сегодняшний день.
Направленность программы «Скорочтение» по содержанию является
социально-гуманитарной.
Форма организации программы – групповая и индивидуальноориентированная.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения программы – стартовый.
Отличительные особенности
Особенность представленной программы заключается в том, что кроме
основных
техник
скорочтения,
в
процессе
обучения
используются
нейропсихологические упражнения, в результате чего обучающиеся получат
знания не только по быстрому чтению, улучшат зрительную и слуховую
память, но и увеличат свою работоспособность и уровень саморегуляции и
контроля собственной деятельности, что поможет им в освоении большого
количества информации за более короткие сроки.
Адресат программы. Программа «Скорочтение» рассчитана на детей
младшего школьного возраста 6-8 лет Октябрьского муниципального округа.
В группы принимаются все желающие без ОВЗ, вне зависимости от
творческих и интеллектуальных способностей. Обязательным критерием
приёма является знание букв и навык слогового чтения.
Особенности организации образовательного процесса.
Условия набора и формирования групп
Обучение проводится в группах в количестве 10 - 14 человек. При этом
при
разделении
на
группы
необходимо
особенности.
Срок реализации программы – 1 год.
Объём программы – 144 часа.
3
учитывать индивидуальные
Режим занятий:
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
Для
детей
6-7
лет
в
первом
полугодии
продолжительность
академического часа – 35 минут, во втором полугодии продолжительность
академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: увеличение скорости чтения у детей возраста 6-8 лет
Октябрьского муниципального округа при высоком проценте понимания
прочитанного.
Задачи
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению.
2. Учить видеть и принимать нравственные ценности, содержащиеся в
художественных произведениях.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивающие:
1. Развивать речь.
2. Тренировать память обучающихся.
3. Развивать умение фиксировать и переключать внимание.
4. Развивать навыки воображения.
5. Учить выражать своё мнение о прочитанном.
Обучающие:
1. Учить приёмам и техникам скорочтения.
2.Обучать
методам
понимания
и
запоминания
прочитанной
информации.
3. Учить работать с текстом (извлекать и анализировать информацию из
различных источников) с помощью метода поискового чтения.
4
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название разделов, тем
1 Введение в программу
1.1 Знакомство
с
понятием
«Скорочтение». Цели, задачи
объединения
1.2 Методы скорочтения. Выявление
интеллектуальных особенностей
и имеющихся навыков чтения
2 Техники скорочтения
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
4
2
1,5
1
2,5
1
Опрос, игра
2
0,5
1,5
Замер стартовой
скорости чтения
30
2
28
2.1 Работа с текстом
20
1
19
2.2 Развитие
периферического
зрения.
Зрительно-моторная
координация при чтении
3 Упражнения на синхронизацию
обоих полушарий
3.1 Рисование двумя руками
10
1
9
25
2
23
10
1
9
3.2 Нейропсихологические игры
15
1
14
Упражнение
на
развитие
подвижности
речевого
аппарата
(артикуляцию
и
дикцию)
Роль скороговорок и дыхательной
гимнастики
Развитие
лексикограмматического строя. Игра
«Алфавит»
Чтение с указкой. Чтение
стихотворений под хлопки
Методы
понимания
и
систематизации прочитанной
информации
Поисковое
чтение.
Метод
нахождения ключевых слов
25
3
22
10
1
9
Игра
5
1
4
Игра
10
1
9
Практические
задания
30
3
27
10
1
9
Практические
задания
5.2 Метод мнемоники и метод
визуализации
5.3 Метод интервального повторения
10
1
9
Игра
10
1
9
Зачёт
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5
Практические
задания
Игра,
практические
задания
Творческие
задания
Педагогическое
наблюдение
Развитие внимания, памяти и
пространственного мышления
6.1 Особенности
развития
визуальной,
аудиальной
и
моторной памяти
6.2 Концентрация и устойчивость
внимания при работе с текстом
30
4
26
7
1
6
Тест
7
1
6
Практические
задания
Методы
запоминания
стихотворений и словарных слов
6.4 Воображение и пространственное
мышление
6.5 Подведение
итогов.
Анализ
работы
7
1
6
Тест
7
1
6
Игра
2
0
2
Контрольный
замер скорости
чтения
144
16
128
6
6.3
Итого часов:
Содержание учебного плана
1. Раздел: Введение в программу
1.1. Тема: Знакомство с понятием «Скорочтение». Цели, задачи
объединения
Теория. Знакомство с объединением. Понятие термина «скорочтение».
Отличие привычного чтения от скорочтения. Правила и нормы поведения в
объединении, на занятии.
Практика. Обсуждение литературных интересов с учащимися. Игра с
мячом: вопрос – ответ.
1.2. Тема: Методы скорочтения. Выявление интеллектуальных
особенностей и имеющихся навыков чтения
Теория. Методы скорочтения.
Практика. Игра «Почитай-ка». Первичный замер скорости чтения у
учащихся, проверка пересказа. Заполнение карты наблюдения за результатами
обучающихся.
2. Раздел: Техники скорочтения
2.1. Тема: Работа с текстом
Теория. Техника чтения «с указкой». Техника чтения «со шторкой».
Техника чтения «со стуком ритма».
Практика.
Чтение
художественных
текстов.
Чтение
сказок.
Проговаривание сказок по ролям. Упражнение с пропущенными словами.
6
Упражнение «Потерянный текст». Пословицы. Объяснения значений слов.
Работа со словарём. Использование изученных техник чтения на практике.
2.2 Тема: Развитие периферического зрения. Зрительно-моторная
координация
Теория: Пятно ясного видения. Таблицы Шульте и клиновидные
таблицы. Понятие термина «периферическое зрение». Вертикальное чтение.
Практика. Работа с таблицей Шульте. Работа с клиновидной таблицей.
Тренировка бокового зрения «Большие и малые цифры». Работа с наглядным
материалом. Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками. Работа с
«зашумленным текстом».
3. Раздел: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
3.1 Тема: Рисование двумя руками
Теория. Роль рисования в развитии мелкой моторики. Правила
выполнения упражнения.
Практика. Работа с практическим материалом. Рисование обеими
руками двух одинаковых картинок в зеркальном отражении. Рисование
обеими руками разных геометрических фигур. Рисование закрытыми глазами.
3.2. Тема: Нейропсихологические игры
Теория. Правила выполнения упражнений.
Практика. Игры для снятия повышенной утомляемости: «Рекорды»,
«Штанга». Игры для снятия импульсивности: «Нос – пол – потолок»,
«Пальчики – мышки» и др. Нейро-упражнения для концентрации внимания
(выполняются разного вида, поочерёдно и одновременно левой и правой
рукой): «Кулак – палец», «Кулак – ладонь» и др. Пальчиковые игры. Игры с
маленьким мячом. Игры на развитие внимания: «Замочек», «Сомни листок».
Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
7
4. Раздел: Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата
(артикуляцию и дикцию)
4.1. Тема: Роль скороговорок и дыхательной гимнастики
Теория. Артикуляция. Дикция. Скороговорки, чистоговорки.
Практика. Произнесение скороговорок и чистоговорок. Соединение
скороговорки с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой
и правой руки. Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
4.2. Тема:
«Алфавит»
Развитие
лексико-грамматического
строя.
Игра
Теория. Понятие словаря. Правила выполнения упражнений на
словоизменение, на словообразование и составление предложений разной
структуры с постепенным усложнением.
Практика. Игры: «Назови одним словом», «Назови части», «Слова
наоборот», «Противоположности» и др. Работа с анаграммами. Упражнение
«Алфавит». Игра «Соображарий Junior».
4.3. Тема: Чтение с указкой. Чтение стихотворений под хлопки
Теория. Техника «Чтение с указкой». Основы правильного выполнения
упражнений.
Практика. Работа с текстом на время. Приём «Многократное чтение».
Упражнение «Я читаю слоги» – чтение слогов, слов – строчками и столбцами.
Упражнение «Чтение на 3 хлопка».
5. Раздел: Методы понимания и систематизации прочитанной
информации
5.1. Тема: Поисковое чтение. Метод нахождения ключевых слов
Теория. Метод визуализации. Техника скоростного чтения с помощью
работы со слоговыми и словесными таблицами. Метод нахождения ключевых
слов.
Практика. Чтение по парам. Упражнения: «Быстрое нахождение
ребёнком слога, который прочитал педагог», «Подскажи конец словечка»
8
(педагог произносит слово, не договаривая последний слог). «Марсианские
стихотворения».
5.2. Тема: Метод мнемоники и метод визуализации
Теория: Продуктивное чтение. Мнемоника как метод эффективного
запоминания информации и увеличения объёма памяти.
Практика:
Работа с
практическим материалом.
Использование
наглядного материала. Применение карточек-заданий. Формы проведения:
индивидуальное и групповое чтение, игра.
5.3. Тема: Метод интервального повторения
Теория. Как выделять «главное» из текста. Правила при выполнении
практических упражнений. Способы переработки словесной информации.
Практика. Чтение с применением эффективных стратегий запоминания
полученной информации. Упражнения: «Вычеркнутые буквы», «Лишние
буквы». Игра «Дежурная буква». Чтение через слово. Упражнение
«Вычеркнутые буквы».
6. Раздел: Развитие внимания, памяти и пространственного
мышления
6.1. Тема: Особенности
моторной памяти
развития визуальной,
аудиальной
и
Теория. Память. Разновидности памяти.
Практика. Упражнения на развитие визуальной памяти. Упражнение на
развитие аудиальной памяти: читается 10 слов, которые дети должны
постараться запомнить. Для запоминания составляется рассказ.
6.2. Тема: Концентрация и устойчивость внимания
Теория. Внимание. Виды внимания. Способы его тренировки.
Практика. Выполнение упражнений: струп-тест, «Большие и малые
числа», «Переключалка», «Слово-фигура-число». Работа с индивидуальными
табличками.
6.3. Тема: Методы запоминания стихотворений и словарных слов
Теория. Стихотворение. Словарные слова. Методы запоминания.
9
Практика. Работа с наглядным материалом, чтение стихотворений,
рисование, работа с карточками.
6.4. Тема: Воображение и пространственное мышление
Теория. Воображение. Пространственное мышление.
Практика. Выполнение упражнений: «Лабиринт», «Лишние буквы»,
«Муха», «Зеркальное рисование». Работа с наглядным и практическим
материалом. Игры с мячом в руках. Использование дополнительного
материала.
6.5. Тема: Подведение итогов. Анализ работы
Практика. Подведение итогов о проведенной работе. Контрольный
замер скорости чтения. Заполнение карты наблюдения за результатами
обучающихся. Выступления обучающихся.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающегося будет:
- привит интерес к чтению, к книгам;
- эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей,
содержащихся в художественных произведениях;
- взаимоуважительные отношения в коллективе.
Метапредметные результаты
Обучающийся приобретет навык:
- развития речи;
- тренировки своей памяти;
- управления своим вниманием;
- развитого воображения;
- выражать свое мнение о прочитанном.
Предметные результаты
Обучающийся освоит такие приемы скорочтения как:
- упражнения на расширение поля зрения;
- работа с таблицами Шульте;
10
- вертикальное чтение;
- слитное чтение.
Обучающийся будет владеть:
- техникой чтения «с указкой»;
- техникой чтения со «шторкой»;
- техникой чтения «со стуком ритма».
Обучающийся освоит методы понимания запоминания информации:
- метод мнемоники;
- метод визуализации;
- метод интервального повторения.
Обучающийся освоит:
- умение работать с текстом (извлекать и анализировать информацию из
различных источников);
- метод поискового чтения.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета (кабинет для
занятий
хорошо
освещён
(естественным
и
электрическим
светом),
оборудованным необходимой мебелью: столы, стулья, меловая доска.
Учебно-методическое и информационное обеспечение.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления учебно-познавательной работы, такие как:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация;
- практические: упражнения, выполнение графических записей;
- аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ,
опрос.
11
Особое место отводиться стимулированию учащихся при обучении
чтению на занятии. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика,
должен быть отмечен педагогом и родителем. Важно показать ребёнку
результаты его труда, вовремя похвалить, оценить его работу. При такой
организации процесса дети работают заинтересованно и увлечённо.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных
упражнений (лабиринты, кроссворды, «Алфавит», «Найди ошибки», струптесты, «Большие и Малые числа» и др.), индивидуальных бланков ответов,
текстов, методических пособий, разно уровневых заданий, настольная игра
«Alias», карточки с иллюстрациями, магнитно-маркерная доска, таблицы
(Шульте,
клиновидные),
нейропсихологические
прописи,
наборы
скороговорок, чистоговорок, таблицы результатов.
Для занятий по программе учащемуся необходимо иметь следующие
средства и материалы: ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
непрозрачная линейка, рабочая тетрадь в клетку.
Список литературы и источников, используемый на занятиях:
1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка быстро
читать и понимать прочитанное. М.: Нева, 2020.
2. Емельянова
Е.Н.
Повышаем
скорость
чтения.
Профилактика
дисграфии. М.: Эксмодетство, 2020.
3. Неборская Т.А., Сушко Ф.В. Скорочтение 1 класс. Минск: Аверсэв,
2020.
4. Неборская Т.А., Сушко Ф.В. Скорочтение 2 класс. Минск: Аверсэв,
2020.
5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М: Айриспресс, 2022.
6. Праведникова И.И. Прописи: Точка, точка, два крючочка. М.: Айриспресс, 2021.
7. Скорочтение
для
детей.
ресурс] URL: https://clck.ru/XuJY2.
12
[Электронный
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
На первых занятиях при знакомстве педагога с детьми необходимо
провести опрос.
Опросы – эффективный вид контроля, который позволяет установить
прочную связь педагога с обучающимися и узнать их мнение о программе и
направлении, что в дальнейшем поможет улучшить продуктивность занятий.
Виды опросов:
- анкетирование;
- свободный;
- устный;
- письменный;
- стандартизированный.
Одной из форм контроля на занятиях является игра. Она учит
самостоятельно
решать
игровые
задачи,
находить
лучший
способ
осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их
словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для
расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является
актуальной формой процесса обучения.
Игра – одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации.
Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры
способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и
аналитических способностей. Различные виды дидактических игр помогают
закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и
навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей младшего
школьного возраста.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся такие виды контроля как:
- входной (замер стартовой скорости чтения);
- текущий (выполнение индивидуальных заданий практической части);
13
- промежуточная аттестация (тестирование, анализ и самоанализ
результатов);
- итоговый контроль (контрольный замер скорости чтения).
Скорость чтения – это количество слов, прочитанных за определённый
промежуток времени.
Чтобы определить начальную скорость чтения у обучающихся
необходимо провести замер стартовой скорости чтения, для этого нужно
подобрать подходящий по возрасту текст, и посчитать сколько слов ребёнок
прочитает за 1 минуту.
Как считать слова при проверке техники чтения?
- считаем слова, предлоги, союзы;
- если слово переносится с одной строчки на другую, считаем его как два
слова;
- если слово пишется через дефис, смотрим, сколько букв по обе
стороны дефиса: если больше трёх – считаем это как два слова, если меньше
трёх, – как одно.
Критерии выбора текста для обучающихся 6-8 лет:
- в первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
- разборчивый шрифт, достаточно крупный;
- простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
- отсутствие диалогов;
- избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
- без рисунков;
- содержание должно быть понятно ребёнку.
Способы проверки и оценочные материалы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы может быть в форме тестирования и в игровой форме, во время
проведения которого учащийся сможет продемонстрировать приобретённые
навыки и способности. Кроме оценки педагога, учащийся оценивает свои
результаты и результаты своих одногруппников.
14
Итоговый контроль заключается в контрольном замере скорости чтения
(ребёнок читает текст: считаем количество прочитанных слов, делим на время,
потраченное на чтение в секундах, и умножаем эту цифру на 60. И получаем
количество слов в минуту) и ответе на 10 вопросов по тексту для определения
понимания прочитанного.
Для определения имеющихся навыков работы и оценки результатов
освоения программы, два раза в год проводятся диагностические исследования
– заполнение журнала результатов скорости чтения, с которым могут
ознакомится как учащиеся, так и их родители.
Среди прочих форм контроля и аттестации, на занятиях нередко
используются зачёты, тесты и практические задания.
Зачёт – это промежуточная проверка навыков и знаний. Он проходит в
лёгкой форме. Обучающимся предлагается выполнить небольшие задания на
карточках самостоятельно, чтобы выяснить уровень усвоения материала.
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень знаний, степень
развития определённых качеств, способностей обучающегося.
Практические задания – это личный опыт, получаемый под
руководством педагога, позволяющий обучающимся применить свои знания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
информационная карта, решение практических упражнений, аналитический
материал,
грамота
за
лучшие
результаты,
журнал
посещаемости,
анкетирование.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: карта наблюдения за результатами обучающихся (Приложение
1), диагностическая карта, открытое занятие, фотоотчет.
2.3. Методическое обеспечение программы
Приёмы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация;
15
- практические: упражнения, выполнение графических записей, игровые
приёмы;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с
практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение
комфортных условий на занятиях.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения учащегося. Это
очень важно. И, соответственно, на последнем – конечную. Тексты очень
похожи. После прочтения учащийся отвечает на вопросы, приведённые в
конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если
учащийся прочёл текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В
процессе освоения программы, кроме увеличения скорости чтения, идёт
работа над увеличением понимания. После того как учащийся ответил на
вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.
Упражнения
выполняются
на
занятии
в
форме
выполнения
индивидуальной работы или в форме игры.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Наращивание темпа выполнения заданий.
3. Смена разных видов деятельности.
На занятиях обучающиеся изучают такие приемы скорочтения как:
- упражнения на расширение поля зрения;
- работа с таблицами Шульте;
- вертикальное чтение;
- слитное чтение.
Упражнения на расширение поля зрения и таблицы Шульте
Следующий блок упражнений – на расширение поля зрения. Логично
предположить следующее: для того, чтобы увидеть достаточно большой
объём информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую
16
область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений
для увеличения пятна ясного видения – это таблицы Шульте. Таблица Шульте
состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть разные
интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так,
чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину её стороны. То есть, если
сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым
зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно,
полностью его исключить невозможно, но учащиеся смогут свести эти
движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет
большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень
важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах.
Честность учащегося во многом зависит от педагога, потому что, если сильно
давить на учащегося, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать,
что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять учащемуся
следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких
результатов достигнет.
Вертикальное чтение
Вертикальное чтение – это когда проводиться линия через всю страницу,
и двигая взглядом по этой линии читающий охватывает текст целиком.
Вертикально чтение позволяет не только научится читать, но и осмысленно.
Следующее
упражнение
–
на
расширение
горизонтальной
и
вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые
клиновидные таблицы.
Цель этого задания – глядя на центральную линию, при каждом
движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным
сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо
вернуться на два шага назад и продолжать.
17
Слитное чтение
Ребёнку предлагается к чтению текст, где нет пробелов и знаков
препинания. Нужно выделить слова и понять содержание текста.
Каждое занятие включает в себя изучение различных техник
скорочтения:
1. Техника чтения «с указкой».
2. Техника чтения «со шторкой».
3. Техника чтения «со стуком ритма».
Чтение «с указкой»
При выполнении чтения необходимо читать с помощью указки, ведя
ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных
движений. При этом неважно, читает ли учащийся вслух или про себя. Указку
он ведёт непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
Чтение «со шторкой»
При такое технике скорочтения нужно читать, прикрывая уже
прочитанную строку рукой или листком, то есть двигать рукой сверху вниз
закрывая прочитанный текст и задавая быстрый темп для чтения.
Чтение «со стуком ритма»
Простукивание ритма при обучении навыку скорочтения позволяет
подавить внутреннее проговаривание слов. Во время чтения следует взять
ручку и начать выбивать определённый такт. Такт подобран таким образом,
что он не может быть совместим с русской речью. Важно чтобы сам читающий
выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным
выстукиванием ритма, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос
затухает.
На занятиях обучающиеся регулярно выполняют упражнения на
внимание, развитие речи, тренировку памяти и синхронизацию обоих
полушарий.
18
Упражнения на внимание
Струп-тест – это последовательность слов, описывающих цвета.
Например, слова зелёный, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны
разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом
обозначаемому. То есть слово зелёный жёлтого цвета, слово красный –
зелёного. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово,
которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания – это лабиринты.
Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы учащийся не
помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать
выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в
зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно
тренируют внимание, заставляют ребёнка напрягать его по максимуму.
Делаем лабиринты, как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут
повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение
«Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же
картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то
в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99.
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным
шрифтом, они разного размера, и мозгу учащегося приходится очень быстро
перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг
довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения.
Ученик понимает, что характеристики шрифта – ширина, высота, начертание,
угол наклона – меняются и единственным критерием для правильного ответа
является форма написания (один пишется так-то, два – так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и
малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя
цвет: 1 белое (серое), 1 чёрное, 2 белое (серое), 2 чёрное и т. д.
19
Упражнение на развитие
(артикуляцию и дикцию)
подвижности
речевого
аппарата
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с
различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием
пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты
произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и
для создания радостного настроения.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и
громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места.
Время решения – 1 минута.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений – это упражнения на одновременную работу
обоих
полушарий
мозга.
То
есть
если
левое
полушарие
–
это
последовательность, логика и структура, то правое полушарие – это интуиция,
воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое
полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все
мы знаем, что не переученные левши – личности более творческие. Ещё один
практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба
полушария мозга, можно получать состояние сверх обучаемости, в котором
процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в
программу внедрено большое количество упражнений на одновременную
работу обоих полушарий мозга.
20
Рисование обеими руками
Учащемуся необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно
не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него
получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать
достигнутый результат.
Особое место занимают нейропсихологические игры и упражнения.
При наблюдении повышенной утомляемости хорошо применять игры:
«Рекорды» (необходимо дуть на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть
его как можно дальше), «Штанга» (ребёнок делает вид, что поднимает
тяжёлую штангу. Мышцы напрягаются максимально. Затем нужно задержать
воображаемую штангу вверху на 3-4 секунды, потом бросить её и
максимально расслабить мышцы). Для снятия импульсивности применять
игры: «Нос – пол – потолок», «Пальчики – мышки» и др. Для развития
внимания
предлагаются
следующие
упражнения:
«Сомни
листок»:
одновременно двумя руками ребёнок сминает два листа бумаги, а потом
должен расправить их. Упражнение выполняется на весу.
«Замочек»: ребёнок складывает руки в замок и крутит большие пальцы
вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение необходимо
выполнять максимально быстро.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребёнка накапливались
победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие
результаты получит.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
1 год
36
Количество учебных дней
72
Продолж-ть
учебных периодов
1 полугодие
02.09.2024 - 28.12.2024
2 полугодие
08.01.2025 - 30.05.2025
Возраст детей, лет
6-8
21
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
2
2 раза\нед.
Годовая учебная нагрузка, час
144
2.5. Календарный план воспитательной работы
№
1
Период
проведения
сентябрь
2
октябрь
3
ноябрь
4
декабрь
5
февраль
6
март
7
апрель-май
Направление
Мероприятие
безопасность
жизнедеятельности
социальное
воспитание
формирование
культуры здоровья
гражданскополитическое
воспитание
социальное
воспитание
Беседа: День солидарности в борьбе с
терроризмом
Игровая программа «День отца»
художественноэстетическое
воспитание
гражданскопатриотическое
воспитание
Беседа «Алкоголь и курение – враги
растущего организма»
Интеллектуальная викторина «Знатоки
конституции»
Профилактическая беседа «Ловкие
сети», посвященная Всемирному дню
безопасного интернета
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню
Мероприятия, посвящённые 80
годовщине победы в ВОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Как научить ребенка быстро
читать и понимать прочитанное. Книга-тренинг для младших школьников от
6 до 9 лет. М: Нева, 2020.
2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники
чтения в начальной школе. М: ИНФО, 2020.
3. Сухомлинова Т.А. Быстрочтение и долгопамять. Изд. 2. Р/на Дону:
Феникс, 2019.
4. Палагин П. Скорочтение на практике. Как читать в 3 раза быстрее и
хорошо запоминать прочитанное. М: Бомбора, 2022.
22
Приложение 1
Карта наблюдения за результатами обучающихся при проведении входного
и итогового тестирования
№
ФИО
1
Параметры оценивания
Входной контроль
Итоговый контроль
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
1. Чтение слов в минуту – фиксируется результат на дату наблюдения.
2. Внимание и память – фиксируется результат на дату наблюдения.
3. Работа с карточками – фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – не умеет
работать с карточками, 10 – работает с карточками свободно.
4. Эмоциональный настрой на обучение – фиксируется результат от 0 до
10, где 0 – не хочет посещать занятия, 10 – посещает занятия с удовольствием.
5. Активность на занятии – фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – нет
инициативы на занятиях, 10 – на занятиях очень активен.
6. Общение в коллективе – фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – не
общается с коллективом, держится обособленно, есть конфликты, 10 – с
коллективом дружелюбен, конфликтных ситуаций нет.
*7. Уровень владения специальными упражнениями для развития
скорочтения (только для итогового контроля).
Высокий: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные
упражнения для развития скорочтения.
Средний: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные
упражнениями для развития скорочтения, но присутствуют неточности.
Низкий: Не может без помощи педагога правильно применить на практике
специальные упражнения для развития скорочтения.
23
Приложение 2
Таблицы Шульте
Клиновидные таблицы
Рисование обеими руками
24
Разноцветные числа
Алфавит
Устный счёт
25
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата
(артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и
выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный
вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Отработка дикции
1. Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте
до тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного
ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш дуда и туда и сюда.
5. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка
8. Летят три пичужки через три пусты избушки.
9. Каково волокно, таково и полотно.
10. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
26
4. Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
27