Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их
духовным и интеллектуальным потребностям, посредством приобщения к
хореографии.
Данная
программа
учитывает
специфику
социальнодемографической обстановки и потребности населения округа, что даёт основу для
социального и профессионального самоопределения и самореализации. Также
ведущей линией программы является реализация здоровьесберегающей
компоненты развития обучающихся посредством совмещения художественно эстетической и физически развивающей направленности, в связи с недостаточным
суммарным потенциалом здоровья детей и молодёжи.
Современный социальный заказ на дополнительное образование
хореографической направленности обусловлен задачами художественного
образования детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского
образования. В ней подчеркивается важность художественного направления,
использования познавательных и воспитательных возможностей предметов
художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие
способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Направленность программы - художественная.
Язык реализации программы – русский.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа предназначена для обучения детей основам хореографического
искусства, развития общефизических, артистических, исполнительских
способностей, воспитания высоких эстетических критериев, необходимых для
достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного
развития ребёнка. Содержание программы разработано в соответствии с
требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить
индивидуальный план развития каждого учащегося и группы в целом.
Адресат программы: коллективные объединения детей младшего, среднего
и старшего школьного возраста 7 – 15 лет. Программа ориентирована на
обучающихся Октябрьского муниципального округа без какого-либо ограничения
по полу, без конкурсных отборов и независимо от наличия у детей природных и
специальных физических данных.
Особенности организации образовательного процесса:
- обучение производится в разновозрастных группах, составленных по
социально-психологическим и физиологическим критериям, а так же на основе
наличия базовых умений и навыков в области хореографии.
2
- состав группы - постоянный, наполняемость 12-22 человека.
Реализация программы осуществляется по модулям.
Первый модуль (1 год обучения) предполагает зачисление обучающихся 7-9
лет по желанию, осуществляется на основе наличия интересов и мотивации к
изучению данной предметной области.
Зачисление на 2 модуль (2 год обучения) обучающихся 10-12 лет
осуществляется после освоения 1 модуля, либо на основе собеседования с
обучающимся.
Зачисление на 3 модуль (3 год обучения) обучающихся 13-15 лет ведётся на
основании усвоения учебного материала 2 модуля программы, либо на основе
индивидуального собеседования с ребёнком.
Приём детей по программе носит добровольный характер.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
1 час - 30 мин – для детей до 8 лет,
1 час - 40 мин – для детей 8-15 лет.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, в зависимости от учебного плана и
предстоящего конкурсно-концертного мероприятия, репетиции.
Продолжительность образовательного процесса - общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для
освоения программы, определяется содержанием и
прогнозируемыми
результатами
программы, а так же с учётом возрастных особенностей
обучающихся:
срок реализации программы – 3 года, 216 ч/год.
Форма обучения – очная.
Теория преподносится в форме беседы, презентации, экскурсии.
Практические занятия проходят в форме этюда, репетиции, тренинга, мастеркласса, концерта, конкурса, фестиваля.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование базовых знаний и умений в области
хореографического искусства у детей и подростков Октябрьского муниципального
округа 7-15 лет.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности.
Развивающие:
- развить активную жизненную позицию, лидерские качества;
3
- развить музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление,
воображение, фантазию внимание, память, пространственное мышление.
Обучающие:
- обучить музыкально-ритмическим основам правильного и выразительного
движения в области хореографии, актерского мастерства.
- изучить особенности народных культур в области танца, костюма, музыки,
духовно нравственных ценностей;
- обучить исполнению современного и эстрадного танца различной стилевой
окраски;
- обучить формам развития физических данных, необходимым для исполнения
хореографических постановок;
- самоорганизации и самоконтролю на учебном занятии;
- изучить основные понятия, терминологию в области хореографического
искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 модуля (1 год обучения)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Название раздела, темы
Вводные занятия
Количество часов
Всего Теория Практ
и-ка
4
2
2
Знакомство с нормативами
объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж
по ТБ.
Знакомство педагога с
детьми. Выявление
творческих возможностей и
физических особенностей.
2
1
1
2
1
1
Музыкальноритмическая
деятельность
52
8
44
Ритмическое воспитание.
Ориентация в пространстве
и времени, развитие
музыкальности. Развитие
52
8
44
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос;
тренировочная
эвакуация.
Вводный
контроль мониторинговы
е исследования
уровня
обученности.
Игра
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
4
отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
3.
Элементы классического
танца
46
8
38
3.1.
Базовые элементы
классической хореографии.
Элементы изучения и
исполнения движений
классического танца.
46
8
38
Элементы народносценического танца.
46
8
38
Базовые элементы
народной хореографии.
Развитие танцевальности,
выразительности
исполнения.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Творческая деятельность.
Разучивание и
воспроизведение
танцевальных миниатюр и
композиций.
46
8
38
58
8
50
37
8
29
Итоговые показы:
открытые занятия.
Концертная деятельность:
участие в концертах и
конкурсах на уровне
учреждения, коллектива и
края.
Мероприятия
воспитательнопознавательного
характера
(лекции, встречи, беседы,
экскурсии, игры,
праздники).
21
-
21
10
-
10
4.
4.1.
5.
5.1.
5.2.
6.
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
Формирование
хореографичес
кого
репертуара.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Наблюдение,
анализ и
оценка
проведенного
педагогическог
о события, КТД
(праздники,
5
темат. вечера,
соревнования и
др.)
Итого часов:
216
34
182
Содержание учебного плана 1 модуля
1. Раздел: Вводные занятия
1.1. Тема: Знакомство с нормативами объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство с объединением.
Практика: Знакомство с правилами и нормами поведения в объединении, на
занятии, требованиями к форме одежды. Формирование группы, составление
расписания занятий, инструктаж по ТБ, тренировочная эвакуация.
1.2. Тема: Знакомство педагога с детьми. Выявление творческих
возможностей и физических особенностей.
Теория: Формы и способы работы на уроке танца.
Практика: Разминочное, водное занятие. Игра. Цель – смена вида
деятельности после обучающего урока, переключение внимания. Выявление
чёткости слуха, ритма, такта у обучающихся.
2. Раздел: Музыкально-ритмическая деятельность.
2.1. Тема: Ритмическое воспитание. Ориентация в пространстве и
времени, развитие музыкальности. Развитие отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
Теория: Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно).
Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. контрастная музыка: быстрая – медленная,
веселая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие,
логика поворота вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с
музыкой. Такт и затакт. Характер счета, построение музыкальной фразы.
Практика: Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе
и ритме музыки, шаг на месте вокруг себя, вправо, влево. Пространственные
музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые) продвижение на углах с
прыжком (вправо и влево). Фигурная маршировка с перестроением из колонны в
шеренгу и обратно, из 9 одного круга в два и обратно. Продвижение по кругу
(внешнему и внутреннему), звездочка, конверт. Танцевальные шаги (с носка на
пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные шаги в образах, например оленя,
журавля, лисы, мышки, кошки, медведя, птички и т.д. дирижерский жест –
тактирование на 2/4, 3/4, 4/4. выделения сильной доли. Спортивно-танцевальная
6
разминка, растяжка. Пространство: ориентация в ограниченном пространстве
репетиционного зала; основные фигуры-рисунки танца.
3. Раздел: Элементы классического танца
3.1. Тема: Базовые элементы классической хореографии. Элементы
изучения и исполнения движений классического танца.
Теория: Знания и навыки. Специфика танцевального шага и бега. Начало
тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка, выработка осанки, опоры,
выворотность, эластичности и крепости голеностопного, коленного и
тазобедренного суставов. Позиции и положения рук и ног.
Практика: Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции,
лицом к станку, со 2 полугодия – держась одной рукой). Позиции – 1, 2, 3. позиции
рук – подготовительная 1, 2, 3-ю (разучивания на средине при неполной
выворотности) затем держась рукой, боком к станку. Деми-плие – приседание,
развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног: изучается лицом к станку
по 1, 2, 3 позициям. Батман тандю – движения вырабатывающие натянутость всей
ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучают
лицом к станку по 1,3 позициям вначале в сторону, вперед, в конце года назад).
Деми рон де жамб пар тер – круговое движение, развивает подвижность
тазобедренного сустава, изучается лицом к станку с 1 позиции по точкам – вперед,
в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение
ноги сюр лек ку де пье (обхватывает щиколотку опорной ноги) – развивает
выворотность и подвижность ноги, «условное» - развивает сильно вытянутые
пальцы работающей ноги касаются опорой.
4. Раздел. Элементы народно-сценического танца.
4.1. Тема:
Базовые элементы народной хореографии. Развитие
танцевальности, выразительности исполнения.
Теория: Сюжет и темп нескольких видов танцев. Особенности народных
движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах,
рисунки хороводов.
Практика: Русский танец. Позиция рук – 1, 2, 3, на талии. Шаги танцевальные
с носка, простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой,
шаг с притопом в сторону, тройной притоп. Припадание на месте с продвижением
в сторону, исходная, свободная 3-я позиция, поднявшись на полупальцы
поставленной назад ноги упасть на другую ногу в полуприседание, затем опять
подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на
каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение в исходную позицию.
7
«Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом
положении, без подскоков. Вращение на подскоках по 1/4 круга.
5. Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность.
5.1. Тема: Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и
композиций.
Теория: Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения, инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа.
Практика: Формирование хореографического репертуара. Постановка
танцевальных связок и композиций. Изучение танцевальных номеров различной
направленности.
5.2. Итоговые показы: открытые занятия. Концертная деятельность:
участие в концертах и конкурсах на уровне учреждения, коллектива и края.
Практика: Выступления. Реализация изученных танцевальных постановок на
концертных, фестивальных и конкурсных мероприятиях. Участие в районных,
краевых, всероссийских акциях.
6. Раздел. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
6.1. Тема: Мероприятия воспитательно-познавательного характера,
согласно памятным датам и праздничным дням РФ.
Практика: Проведение мероприятий воспитательно-познавательного
характера (встречи, беседы, экскурсии, игры, праздники).
Учебный план 2 модуля (2 год обучения)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
Название раздела, темы
Вводные занятия
Знакомство с нормативами
объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж
по ТБ.
Знакомство педагога с
детьми. Выявление
творческих возможностей и
физических особенностей.
Количество часов
Всего Теория Практ
и-ка
4
2
2
2
1
1
2
1
1
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос;
тренировочная
эвакуация.
Вводный
контроль мониторинговы
е исследования
8
уровня
обученности.
Игра
Музыкальноритмическая
деятельность
22
2
20
2.1.
Ритмическое воспитание.
Ориентация в пространстве
и времени, развитие
музыкальности. Развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
22
2
20
3.
Элементы классического
танца
28
4
24
3.1.
Базовые элементы
классической хореографии.
Элементы изучения и
исполнения движений
классического танца.
18
4
14
Элементы народносценического танца.
28
4
24
Базовые элементы
народной хореографии.
Развитие танцевальности,
выразительности
исполнения.
Общая физическая
подготовка (ОФП).
18
4
14
46
6
40
Спортивнотанцевальная разминка.
Растяжка всех групп
мышц. Партерная
гимнастика. Элементы
акробатики.
46
6
40
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
Введение в актёрское
мастерство.
20
6
14
Наблюдение;
оценка
итоговой
работы.
2.
4.
4.1.
5.
5.1.
6.
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
Зачёт; оценка
итоговой
работы.
Зачёт; оценка
итоговой
работы.
9
7.
7.1.
7.2.
8.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Творческая деятельность.
Разучивание и
воспроизведение
танцевальных миниатюр и
композиций.
58
6
52
34
6
28
Итоговые показы:
открытые занятия.
Концертная деятельность:
участие в концертах и
конкурсах на уровне
учреждения, коллектива и
края.
Мероприятия
воспитательнопознавательного
характера
(лекции, встречи, беседы,
экскурсии, игры,
праздники).
24
-
24
10
-
10
216
30
186
Итого часов:
Формирование
хореографичес
кого
репертуара.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Наблюдение,
анализ и
оценка
проведенного
педагогическог
о события, КТД
(праздники,
темат. вечера,
соревнования и
др.)
Содержание учебного плана 2 модуля
1. Раздел: Вводные занятия
1.1. Тема: Знакомство с нормативами объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство с объединением.
Практика: Знакомство с правилами и нормами поведения в объединении, на
занятии, требованиями к форме одежды. Формирование группы, составление
расписания занятий, инструктаж по ТБ, тренировочная эвакуация.
1.2. Тема: Знакомство педагога с детьми. Выявление творческих
возможностей и физических особенностей.
10
Теория: Формы и способы работы на уроке танца.
Практика: Разминочное, водное занятие. Игра. Цель – смена вида
деятельности после обучающего урока, переключение внимания. Выявление
чёткости слуха, ритма, такта у обучающихся.
2. Раздел: Музыкально-ритмическая деятельность
2.1. Тема: Ритмическое воспитание. Ориентация в пространстве и
времени, развитие музыкальности. Развитие отдельных групп мышц и
подвижности суставов.
Теория. Включается весь материал 1-го года обучения. Дополнительно:
танцевальная музыка: (марши спортивные, военные), вальсы (быстрые и
медленные). Медленные хороводные и быстрые плясовые русские танцы.
Темповые обозначения: адажио - медленно, виво - живо, ленто - протяжно, ларго широко, анданте - не спеша, аллегро - скоро, бодро – применительно к
практическому материалу по классическому и бальному танцу. Жанры музыки.
Практика. Изучается и исполняется материал 1-го года обучения.
Оформление урока классической, современной и народной музыки с ярко
выраженным ритмическим рисунком в медленном и среднем темпе. Музыкальнопространственные упражнения. Танцевальные движения в образах. Пространство:
дальнейшее
освоение репетиционного и сценического пространства,
усложнение танцевальных рисунков-фигур; танцевальные перестроения.
3. Раздел: Элементы классического танца
3.1. Тема: Базовые элементы классической хореографии. Элементы
изучения и исполнения движений классического танца.
Теория: Повторяются в более ускоренном темпе упражнения 1-го года
обучения. Дополнительно изучается уровень подъема ног. Подготовительное
движение руки. Закрывание руки в подготовительное положение. Координация
ног, рук и головы. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка: подготовка
к взлету, толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног
после прыжка.
Практика: Повторяются упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции
ног 1, 2, 3, 5, позднее 4. позиции рук – подготовительная 1, 2, 3. Деми-плие в 1, 2,
3, 5 позициях, вначале лицом к станку, позднее боком, держась одной рукой.
Батман тандю с 1-ой позиции, в сторону, вперед, позднее назад. Батман тандю с 5ой позиции в сторону, затем вперед, позднее назад. Батман тандю с деми-плие – с
1-ой позиции, позднее с 5-ой (раздельно, слитно). Деми рон де жамб пар тер –
вначале лицом к станку, позднее держась за станок одной рукой. Правила
постановки руки (держась за станок одной рукой). Подготовительной пор де бра.
Батман тандю жете – натянутые движения с броском из 1-ой позиции, изучаются
11
стоя лицом к станку (в сторону – 2-ой позиции). Батман тандю пике – натянутые
движения ноги, колющий бросок. Батман фраппе – сильное ударяющее движение,
изучается лицом к станку, вначале в сторону, затем вперед и позднее назад. Релеве
лян на 45º – медленное поднимание ноги, изучается стоя боком к станку, в 1-ой
позиции. Прыжки: танлеве соте – по 1, 2, 5-ой позициям.
4. Раздел. Элементы народно-сценического танца.
4.1. Тема: Базовые элементы народной хореографии. Развитие
танцевальности, выразительности исполнения.
Теория: Упражнения у станка и на середине, подготовка к более четкому
исполнению народных движений. Точные позиции и положения и движения рук в
танцах восточных республик. Контрастность стиля русских и восточных танцев.
Источники народных тем, сюжетов, их связь с образом жизни. Сказки, игры детей
разных национальностей, общее в них и разное. Правила народных движений,
основные координации и характерные рисунки и ходы русских и восточных танцев.
Практика: Станок. Подготовительные движения рук (из подготовительного
положения руки открываются через 1-ю позицию во 2-ю и закрываются на талию).
Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3 и 5-й открытым позициям, плавные
и резкие приседания. Упражнения на середине. Положение рук, положение ног.
Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель,
корзиночка, цепочка. Поклоны на месте и с движением вперед и назад. Ходы:
простой шаг с продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей ступней. Дроби
(дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука на
месте, с продвижением. «Гармошка» одновременные повороты обеих стоп из
свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно с продвижением в сторону.
Припадание на месте, с продвижением в сторону, с поворотом ¼. «Ковырялочка» без подскока, с подскоком. «Веревочка» (простая) – подряд, с переступанием.
«Молоточка» удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении с
подскоком на другой ноге, на месте с продвижением.
5. Раздел. Общая физическая подготовка (ОФП).
5.1. Тема: Спортивно-танцевальная разминка. Растяжка всех групп
мышц. Партерная гимнастика. Элементы акробатики.
Теория: Беседа с учащимися: основные задачи гимнастики - укрепление
опорно-двигательного аппарата; развитие силы мышц, укрепление суставов и
повышение их подвижности; развитие выносливости и постановка дыхания;
выработка навыков высокой культуры движений.
Практика: Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в
первоначальных музыкальных раскладках: повороты головы в положении
12
«направо», «прямо», «налево»; наклоны и подъемы головы в положениях «прямо»,
«направо», «налево»; круговые движения головой по кругу и целому кругу;
поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание и опускание плеч.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в первоначальных
музыкальных раскладках: разведение рук в стороны; подъемы рук вперёд на
высоту 90°; отведение рук назад; подъемы рук вверх и опускания вниз через
стороны; подъемы рук вверх–вперёд и опускания вниз–вперёд; сгибание рук в
локтях в направлении: вверх–в стороны и вниз–в стороны; сгибания кистей в
подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад; сгибание кистей с руками,
раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд–в стороны–назад; сгибание
кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверх-в стороны, вперёд-вверхназад; вращение кистями (наружу, внутрь) в подготовительном положении;
вращения кистями во II позиции; вращения кистями с руками, поднятыми вверх.
Упражнения на развитие поясничного пояса: наклоны корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «День — ночь», «Змейка»,
«Самолетики» (подъем туловища в положении лежа с вытянутыми руками);
развитие гибкости спины: «Рыбка», «Колечко» (прогиб выполняется в положении
стоя на коленях), «Мостик» (сначала из положения лежа, затем – из положения
стоя).Упражнения, развивающие подъем стопы: вытягивание и сокращение стопы,
круговые движения стопой, упражнение «Воздушные пяточки» (напряжение и
расслабление мышц ноги одновременно с поднятием и опусканием стопы).
Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «лодочка», «складочка»,
«колечко». Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: «ступеньки»,
«ножницы». Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
«Неваляшка», «Passe' с разворотом колена». Упражнения развивающие
выворотность ног: «Звездочка». Упражнения на растягивание мышц и связок и
развитие балетного шага: «Боковая растяжка», «Растяжка с наклоном вперед»,
«Часы». «Лягушка» (развитие выворотности бедра); шпагат (подготовительное
упражнение).
6. Раздел. Введение в актёрское мастерство.
Теория: основные вопросы в работе над внутренним действием - что я
чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу?
Практика:
Музыкально-игровое творчество.
«Ветерок» (подготовительный этап обучения). Этюд, способствующий
вентиляции легких. Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия - в полную силу
13
грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем
резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем
повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце
музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в
конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного
расслабления мышц лица.
Упражнения по наработке коллективного чувства локтя.
«Встать по пальцам». Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает
табличку (либо пальцами) с цифрой от до 10 и начинает отсчет (до трех, или до
пяти), затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество
стоящих (или сидящих, лежачих и т.д., как договоритесь) должно быть равно
заданномучислу. Условием является полная бесшумность исполнения.
Упражнения на развитие пластики, двигательного аппарата, стимуляцию
творчества, а также на снятие мышечных зажимов и релаксацию.
«Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идут».
Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и
Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкальнопластические действия:
-посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное
положение (прямо);
-посмотрели влево, вернулись в исходное положение;
-никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на
лице –недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз).
От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка
разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху
вниз и громко «рыдаем». Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы
общаясь со зрителями). «Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!»
Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы
собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем
«слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам. Собираем слезы
сначала в левую ладошку, затем в правую - получаются две горстки «слез», даже
боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя,
разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце
этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.
Этот этюд-шутка решает двойную задачу: различные движения сочетаются
с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную
и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают
способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы
методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и
14
небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под
любую музыку. В музыкально-танцевальных играх дети часто создают
определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.
Упражнения направленные на умение слушать.
«Руки-ноги». По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному
хлопку), участники должны поднять руки (или опустить), по другому
(например, сдвоенному хлопку) –встать (или сесть). Сигналы можно варьировать
по своему усмотрению, а задания –усложнять (комбинировать с разными руками
ноги, добавить приседания, подпрыгивания, и т.д.). Задачей исполнителей
является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий
ритм и бесшумность движений.
«Ритмичный вход». Придумать на начало занятия какой-то общий для всех
участников ритм и занять свои места под это ритм. Каждый раз ритм должен
меняться, усложняясь и становясь разнообразнее, подключая не только хлопки
и топанье ногами, но и всевозможные звуковые эффекты. Когда группа может
уверенно выполнять это упражнение, можно подключать к ритму творческие
задания (торжественный, печальный, счастливый и т.д.) или добиваться
развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его не партии.
«Пулеметная очередь». Участники садятся в круг, и ведущий тремя
хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по
очереди, точно соблюдая темп, хлопают, постепенно (очень медленно)
ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а дойдя
до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.
7. Раздел. Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность.
7.1. Тема: Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и
композиций.
Теория: Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения, инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа. Просмотр видеоматериала предыдущих выступлений,
анализ.
Практика: Формирование хореографического репертуара. Постановка
танцевальных связок и композиций. Изучение танцевальных номеров различной
направленности.
7.2. Тема: Итоговые показы: открытые занятия. Концертная
деятельность: участие в концертах и конкурсах на уровне учреждения,
15
коллектива и края. Участие вво всероссийских и международных конкурснофестивальных мероприятиях.
Практика: Выступления. Реализация изученных танцевальных постановок на
концертных, фестивальных и конкурсных мероприятиях. Участие в районных,
краевых, всероссийских акциях.
8. Раздел. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
8.1. Тема: Мероприятия воспитательно-познавательного характера,
согласно памятным датам и праздничным дням РФ.
Практика: Проведение мероприятий воспитательно-познавательного
характера (встречи, беседы, экскурсии, игры, праздники).
Учебный план 3 модуля (3 год обучения)
№
п/п
1.
Название раздела, темы
Вводные занятия
Количество часов
Всего Теория Практ
и-ка
4
2
2
Знакомство с нормативами
объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж
по ТБ.
Знакомство педагога с
детьми. Выявление
творческих возможностей и
физических особенностей.
2
1
1
2
1
1
2.
Элементы классического
танца
32
6
26
2.1.
Базовые элементы
классической хореографии.
Элементы изучения и
исполнения движений
классического танца.
32
6
26
Элементы народносценического танца.
32
6
26
1.1.
1.2.
3.
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос;
тренировочная
эвакуация.
Вводный
контроль мониторинговы
е исследования
уровня
обученности.
Игра
Зачёт; оценка
итоговой
работы.
16
Базовые элементы
народной хореографии.
Развитие танцевальности,
выразительности
исполнения.
Общая физическая
подготовка (ОФП).
32
6
26
54
6
48
Спортивнотанцевальная разминка.
Растяжка всех групп
мышц. Партерная
гимнастика. Элементы
акробатики.
54
6
48
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой
работы.
5.
Введение в актёрское
мастерство.
24
10
14
Наблюдение;
оценка
итоговой
работы.
6.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Творческая деятельность.
Разучивание и
воспроизведение
танцевальных миниатюр и
композиций.
62
4
58
32
4
28
Итоговые показы:
открытые занятия.
Концертная деятельность:
участие в концертах и
конкурсах на уровне
учреждения, коллектива и
края.
Мероприятия
воспитательнопознавательного
характера
(лекции, встречи, беседы,
экскурсии, игры,
праздники).
30
-
30
8
-
8
3.1.
4.
4.1.
6.1.
6.2.
7.
Зачёт; оценка
итоговой
работы.
Формирование
хореографичес
кого
репертуара.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт.
Наблюдение,
анализ и
оценка
проведенного
педагогическог
о события, КТД
(праздники,
темат. вечера,
17
соревнования и
др.)
Итого часов:
216
34
182
Содержание учебного плана 3 модуля
1. Раздел: Вводные занятия
1.1. Тема: Знакомство с нормативами объединения. Цели, задачи
объединения. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомство с объединением.
Практика: Знакомство с правилами и нормами поведения в объединении, на
занятии, требованиями к форме одежды. Формирование группы, составление
расписания занятий, инструктаж по ТБ, тренировочная эвакуация.
1.2. Тема: Знакомство педагога с детьми. Выявление творческих
возможностей и физических особенностей.
Теория: Формы и способы работы на уроке танца.
Практика: Разминочное, водное занятие. Игра. Цель – смена вида
деятельности после обучающего урока, переключение внимания. Выявление
чёткости слуха, ритма, такта у обучающихся.
2. Раздел: Элементы классического танца
2.1. Тема: Базовые элементы классической хореографии. Элементы
изучения и исполнения движений классического танца.
Теория: Обобщение полученных практических навыков и знаний.
Дополнительно изучается уровень подъема ног. Подготовительное движение руки.
Закрывание руки в подготовительное положение. Координация ног, рук и головы.
Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка. Движения связки.
Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра. Критерий
исполнительской деятельности (наличие логичности движения, грамотности,
музыкальности, актерской выразительности). Выдающиеся современные балеты и
балетмейстеры.
Практика: Исполняются все пройденные элементы движений в различных
комбинациях в более быстром темпе. Дополнительно: позиции ног 1, 2, 3, 5
позднее 4. Позиции рук, подготовительная, 1, 2, 3. Деми плие в 1, 2, 3, 5 позициях,
вначале лицом к станку, позднее боком. Батман тандю с 1-ой позиции в сторону,
вперед, позднее назад. То же с 5-ой позиции. Батман тандю с деми плие – с 1-ой
позиции, позднее с 5-ой (раздельно, слитно). Батман тандю жете из 1-ой позиции
18
лицом к станку (в сторону 2-ой позиции). Батман тандю пике – натянутые движения
ноги, колющий бросок. Батман фраппе – сильно ударяющее движение, изучается
лицом к станку, вначале в сторону, затем вперед и позднее назад. 14 Релеве лян на
45º медленное поднимание ноги, изучается стоя боком к станку в 1-ой позиции.
Прыжки танлеве соте по 1, 2, 5-ой позициям. Па балансе – раскачивающиеся
движения, развивают свободу и непринужденность координации всего тела. 3/4 в
темпе медленного вальса. Перегибы корпуса (по свободной 1-й позиции) 3/4 темпмодерато. Пор де бра – 1-е, 2-е, 3-е развивает танцевальную координацию и
чувство позы, 3/4, анданте.
3. Раздел. Элементы народно-сценического танца.
3.1. Тема: Базовые элементы народной хореографии. Развитие
танцевальности, выразительности исполнения.
Теория: Упражнения у станка и на середине, подготовка к более четкому
исполнению народных движений. Точные позиции положения и движения рук в
танцах восточных республик. Контрастность стиля русских и восточных танцев.
Источники народных тем, сюжетов, их связь с образом жизни. Сказки, игры детей
разных национальностей общее в них и разное. Правила народных движений,
основные координации и характерные рисунки и ходы русских и восточных танцев.
Происхождение некоторых украинских народных движений, например «Дорожка
проста», «Дорожка плетена», «Тынок» и др.
Практика: Станок. Подготовительные движения рук (из подготовительного
положения руки открываются через 1-ю позицию во 2-ю и закрываются на талию).
Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3 и 5-ой открытым позициям,
плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на
носок с переводом стопы на ребро каблука (вперед, в сторону, назад). Переступание
на полупальцах в разных ритмических сочетаниях. «Ковырялочка». Скольжение по
ноге в открытом положении («веревочка»). Маленькие броски от щиколотки с
вытянутой стопой в открытом положении (вперед и в сторону). Подготовка к
каблучным движениям. Упражнения на середине. Положения рук, ног. Положения
рук в групповых танцах в фигурах, «звездочка», круг, «карусель», «корзиночка»,
«цепочка». Поклоны на месте и с движением вперед и назад ходы: простой шаг с
продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей ступней. Дроби (дробная
дорожка) – мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука на месте, с
продвижением. «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением, с поворотом
на 1/4. «Ковырялочка» без подскока, с подскоком. «Веревочка» (простая), подряд
переступанием. «Молоточка», на месте, продвижением.
4. Раздел. Общая физическая подготовка (ОФП).
19
4.1. Тема: Спортивно-танцевальная разминка. Растяжка всех групп
мышц. Партерная гимнастика. Элементы акробатики.
Теория: Беседа с учащимися: партерная гимнастика – подготовка к
классическому экзерсису. Комплекс партерной гимнастики выполняется на
гимнастических ковриках. Упражнения на полу, или партерный экзерсис,
позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить
гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическому и народносценическому экзерсисам у станка, требующим высокого физического
напряжения.
Практика: Повторение и закрепление материала 1 года обучения. Более
сложные комбинации движений. Четкое воспроизведение всех элементов в
характере музыкального сопровождения.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению
с первый годом обучения) музыкальных раскладках: повороты головы в положении
«направо», «прямо», «налево»; наклоны и подъёмы головы в положениях «прямо»,
«направо», «налево»; круговые движения головой по кругу и целому кругу;
поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание и опускание плеч.
Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренном темпе:
разведение рук в стороны; подъёмы рук вперёд на высоту 90°; отведение рук назад;
подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны; подъёмы рук вверх–вперёд и
опускания вниз–вперёд; сгибание рук в локтях в направлении: вверх – в стороны и
вниз – в стороны; сгибание рук в локтях в направлении: вверх–вперёд и вниз–
вперёд; сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх–в стороны–вниз, вперёд
– в стороны - назад; сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны–вверх–
в стороны, вперёд– вверх–назад; вращение кистями (наружу, внутрь) в
подготовительном положении; вращения кистями во II позиции; вращения
кистями с руками, поднятыми вверх.
Упражнения на развитие поясничного пояса: перегибы корпуса назад;
повороты корпуса вокруг вертикальной оси; круговые движения корпуса.
Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка» «Карандаш».
Упражнения, развивающие подъем стопы: разворот стопы из VI позиции
в I позицию. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. «Корзиночка»
«Полумостик» «Мостик». Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса.
«Плуг» «Уголок». Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных
суставов. «Неваляшка» «Passe' с разворотом колена». Упражнения, развивающие
выворотность ног. «Лягушка» во всех положениях, «Солнышко». Упражнения на
20
растягивание мышц и связок и развитие балетного шага. «Шпагат» вперед с обеих
ног «Шпагат» поперечный.
5. Раздел. Введение в актёрское мастерство.
5.1. Тема: Введение в актёрское мастерство.
Теория: импровизация. Предполагает свободное проявление творческой
индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого
импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и
его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим
самочувствием.
Практика: упражнения по наработке коллективного чувства локтя.
«Стулья». Педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или
букву. Задача обучающихся максимально быстро и бесшумно (переговоры
запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву «р»,
развернутую к окну и т.п.). Задача водящего – максимально точно давать задание.
«Печатная машинка». Обучающиеся распределяют между собой алфавит
(каждому достается несколько букв). Теперь каждый является той клавишей
печатной машинки, какая буква ему досталась. Удар по нужной клавише (т.е.
букве) –хлопок нужного человека с необходимой буквой. Предлагается напечатать
какую-либо фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными
между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей
группы, точка – общими двумя хлопками.
Упражнения, направленные на умение слушать.
«Найди свое место в колонне». В музыке сопоставляются два настроения
–энергичное, напористое (марш) и легкое, беззаботное; дети передают их бодрой
ходьбой в строгом, четком строю и свободным, непринужденным движением
без строя. Упражнение воспитывает умение организованно выполнять
перестроения самостоятельно, без указаний педагога. Дети воспринимают игру
как своеобразное соревнование в умении слушаться музыки – етко,
организованно перестраиваться, выполняя команду марша, и быстро
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски. После
краткого объяснения содержания игры детям предлагается самим начинать
действовать. Задание строится на одном музыкально-двигательном образе, без
развития сюжета. При дальнейших повторах игры детям задаются наводящие
вопросы, напоминая особенности музыки и образов игры. Дети уточняют,
несколько изменяют свои движения. В игре дети могут самостоятельно выразить
свои чувства.
«Рулетка». Участники разбиваются на две группы, по одному представителю
садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется
21
монета. По хлопку педагога, они должны накрыть монету рукой, кто быстрее. На
все другие сигналы педагога (топанье, звуки) они не должны реагировать –
шевелиться. Место проигравшего занимает другой представитель группы.
Упражнения на развитие пластики, двигательного аппарата, стимуляцию
творчества, а также на снятие мышечных зажимов и релаксацию.
«Бык и ковбой». Двое участников становятся на расстоянии друг от друга не
менее 5 метров, один поворачивается спиной – это бык, второй берет в руки
воображаемую веревку – это ковбой. По сигналу к началу, ковбой должен накинуть
воображаемую веревку на быка и подтянуть ее к себе (бык, естественно,
сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участниками удастся
синхронизировать свои действие, чтобы зрители «увидели» воображаемую
веревку, натянутую между ними.
«Зеркало». Участники делятся по парам. Один становится ведущим, второй
– зеркалом (отображением ведущего). Зачала ведущего – задавать позы, задача
«зеркала» - максимально четко и правильно копировать позы ведущего.
Дополнительное усложнение: двигаться под музыку.
«Растем». Участники становятся в круг. Исходное положение: сидя на
корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Педагог: «Представьте
себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете,
постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам
расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста».
Усложняя в будущем упражнение, можно увеличить продолжительность «роста»
до 15-20 стадий.
«Потянулись-сломались». Исходное положение: стоя, руки и все тело
устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Педагог: «Тянемся-тянемся вверх,
все выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше
(реально – пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно
повисли. Теперь руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова,
сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно,
безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе... Осталось ли где напряжение?
Сбросьте его!»
Во время выполнения упражнения необходимо учитывать два следующих
момента:
1) показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и
«сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);
2)когда участники лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и
проверить, полностью ли расслаблено тело, указать места зажимов.
«Сиамские близнецы». Участники разбиваются на пары. Каждой паре
предлагается представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми
22
частями тела. Необходимо действовать как одно целое: походить по комнате, сесть,
привыкнуть друг к другу, а затем показать какой-нибудь эпизод из жизни (завтрак,
умывание, одевание и т.п.).
Игровые и танцевальные упражнения для развития творческого восприятия,
координации, чувства ритма, пластики и навыков взаимодействия для детей
общекультурного этапа обучения.
«Танец огня». Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх
и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая
язычки пламени. «Костер» ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую,
то становится выше, то ниже. Дует сильный ветер, и «костер» распадается на
маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с
другом по две, три, четыре вместе.
«Насос и надувная кукла». Дети разбиваются на пары. Один – надувная кукла,
из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе. Другой –
«накачивает» куклу воздухом с помощью насоса. Кукла медленно наполняется
воздухом, распрямляется, твердеет –она надута. Затем куклу «сдувают»,
несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит, она опадает. Пары
меняются ролями.
«Строители». Участники выстраиваются в одну линию. Педагог предлагает
вообразить и показать, как первый передает соседу, тот –следующему, и т.д.:
тяжелое ведро, легкую кисточку, кирпич, огромную тяжелую доску, гвоздик,
молоток. Замечание: педагог следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела
соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».
6. Раздел. Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность.
6.1. Тема: Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и
композиций.
Теория: Повторение. Просмотр видеоматериала предыдущих выступлений,
анализ. Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения, инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа.
Практика: Формирование хореографического репертуара. Постановка
танцевальных связок и композиций. Изучение танцевальных номеров различной
направленности.
6.2. Итоговые показы: открытые занятия. Концертная деятельность:
участие в концертах и конкурсах на уровне учреждения, коллектива и края.
23
Участие во всероссийских и международных конкурсно-фестивальных
мероприятиях.
Практика: Выступления. Реализация изученных танцевальных постановок на
концертных, фестивальных и конкурсных мероприятиях. Участие в районных,
краевых, всероссийских акциях.
7. Раздел. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
7.1. Тема: Мероприятия воспитательно-познавательного характера,
согласно памятным датам и праздничным дням РФ.
Практика: Проведение мероприятий воспитательно-познавательного
характера (встречи, беседы, экскурсии, игры, праздники).
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные.
У обучающегося будет развит:
- эстетический вкус в области танцевального искусства, насмотренность;
- интерес к творческой деятельности.
Метапредметные.
Обучающийся приобретёт:
- активную жизненную позицию, лидерские качества.
У обучающегося будет развиты:
- музыкально-ритмические способности;
- творческое мышление, воображение, фантазия;
- внимание, память, пространственное мышление.
Предметные.
Обучающийся будет уметь:
- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного
содержания, разных жанров;
- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и
изобразительные интонации, различать произведения разных культур;
- участвовать в коллективном воплощении танцевальных образов;
- передавать эмоциональное содержание движениями в исполнении различных
произведений;
- понимать базовые термины в области хореографии;
- начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы;
- передавать движением сильную и слабые доли такта;
- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки;
24
- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в
процессе игры, движения под музыку;
- свободно двигаться под музыку различного характера.
Обучающийся будет иметь:
- уровень физических данных, необходимый для исполнения
хореографических постановок.
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на
основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №
1726-р;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ;
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия объединения проходят в специально оборудованном кабинете,
размером не менее 6м*7м, имеющего достаточное освещение, покрытый
специальным линолеумом пол.
Имеется следующее оборудование: зеркальная стена, спортивный инвентарь,
магнитофон, сценические костюмы, стандартное рабочее место педагога. В
кабинете оборудован стенд по охране труда. Форма одежды: футболка
обтягивающая чёрного цвета, велосипедки чёрного цвета, балетки. Обязательное
условие - соблюдение элементарных норм личной гигиены.
Важным условием реализации программы является финансовое
обеспечение. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета,
средств, полученных от внебюджетной деятельности, добровольных
родительских взносов и спонсорской помощи.
Информационно-методические материалы.
25
Наличие фонда методической литературы по предметной деятельности:
подборка методик обучения. CD и DVD-диски; классическая музыка в современной
обработке (Ванесса Мэй) (CD), восточная музыка (арабская, турецкая, индийская,
как
в
классическом варианте, так и в современной обработке) (CD),
разностилестическая музыка (CD), РОК, Hip-Hop, R’n’b, House, Джаз. (CD),
лучшие коллективы страны и зарубежья («Тодес», «Стрит-джаз», «Раш-стайл»,
«Монплезир», «USB» и пр.) (DVD), видео со всевозможных мероприятий,
конкурсов и фестивалей различных уровней (DVD).
Наглядные пособия: основные группы танцев (таблицы), основные стили
современных танцев, название танцевальных движений, позиции рук, позиции ног
(схемы, презентации), фотостенд о конкурсах, информационный уголок.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы:
По
каждой
группе
обучающихся
осуществляется
мониторинг
образовательной деятельности по годам обучения, поэтапно.
- входной контроль: исследование уровня обученности детей до начала
занятий по программе;
- текущий контроль: оценка качества освоения программы и личностных
качеств обучающихся в течение всего учебного года;
- промежуточный: после первого года обучения, после второго года обучения;
- итоговый контроль: после третьего года обучения.
Для
контроля
результативности
освоения
программы
ведутся
мониторинговые исследования по: сохранности контингента обучающихся,
мониторинг качества образования, уровня обученности и творческого развития
обучающихся, мониторинг результатов участия обучающихся в творческих
конкурсах, смотрах, соревнованиях, фестивалях различного уровня.
Для определения имеющихся навыков работы и оценки результатов освоения
программы, два раза в год проводятся диагностические исследования –
тестирование, анкетирование, наблюдения, собеседования.
По окончании каждого занятия проводится рефлексия по образовательной
деятельности обучающихся (см. Приложение №1).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись, грамота, готовая работа, материал анкетирования и тестирования,
протокол соревнований, фото, отзыв обучающихся и родителей, свидетельство
(сертификат), статья и др.
Формы аттестации/ контроля:
26
- наблюдение - непосредственное восприятие, познание образовательного
процесса в естественных условиях. Используется как форма текущего контроля на
учебных занятиях.
- опрос - метод сбора первичной информации, основанный на выяснении
мнений обучающихся о программе и направлении, что в дальнейшем поможет
улучшить продуктивность занятий;
- игра - одна из орм при проведении контроля/аттестации. Способствует
развитию памяти, внимания, творческого воображения. Различные виды игр
помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и
навыки;
- зачёт специальный этап контроля, целью которого является проверка
достижения учащимися уровня их подготовки; проводится в форме
самостоятельной работы;
- конкурс - специально организованное соревнование в танцевальной
деятельности, целью которого является сравнение уровней мастерства участников;
- отчетный концерт - мероприятие, на котором обучающиеся и педагог
отчитываются о проделанной работе за определенный промежуток времени.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
защита творческих работ, конкурс, концерт, открытое занятие, отчет итоговый,
поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по
профилю, праздник, соревнование, фестиваль и др.
2.3
Методические материалы
Данная программа разработана для обучения по очной форме
образовательного процесса.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
игровой,
дискуссионный.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия - фестиваль, шоу, беседа, игра,
конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие, соревнование, экскурсия.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения,
технология игровой деятельности, технология коллективной творческой
деятельности, здоровьесберегающая технология, и др.
27
Алгоритм учебного занятия включает в себя следующие этапы:
1.
вводная часть, организационный момент, инструктаж по ТБ,
определение целей и задач занятия;
2.
содержательная часть – практическая часть, изучение и разбор нового
материала;
3.
заключительная часть – подведение итогов, проверка и контроль
изученного материала, самоанализ, взаимоанализ, рефлексия (см. Приложение №
2).
Дидактические материалы – имеется в наличии наглядный видео-материал,
аудио-материал, презентации, иллюстрации, фотографии.
2.4. Календарный учебный график
Этапы
образовательного
процесса
Продолжительность
учебного года, неделя
1 модуль
2 модуль
3 модуль
36
36
36
Количество учебных
дней
108
108
108
Продолж1
ть
полугодие
учебных
периодов
2
полугодие
02.09.2024 28.12.2024
02.09.2024 28.12.2024
02.09.2024 28.12.2024
08.01.2025 30.05.2025
08.01.2025 30.05.2025
08.01.2025 30.05.2025
Возраст детей, лет
7-9
10-12
13-15
Продолжительность
занятия, час
Режим занятия
2
2
2
3 раза\нед
3 раза\нед
3 раза\нед
216
216
216
Годовая учебная
нагрузка, час
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
Период
проведения
сентябрь
Направление
Мероприятие
безопасность
жизнедеятельности
Беседа: День солидарности в борьбе с
терроризмом
28
2
октябрь
3
ноябрь
4
декабрь
5
февраль
6
март
7
апрель-май
социальное
воспитание
формирование
культуры здоровья
гражданскополитическое
воспитание
социальное
воспитание
художественноэстетическое
воспитание
гражданскопатриотическое
воспитание
Игровая программа «День отца»
Беседа «Алкоголь и курение – враги
растущего организма»
Интеллектуальная викторина «Знатоки
конституции»
Профилактическая беседа «Ловкие
сети», посвященная Всемирному дню
безопасного интернета
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню
Мероприятия, посвящённые 80
годовщине победы в ВОВ
Список использованной литературы
Ссылки на печатные источники:
1.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала // Г.П. Гусев. М.: Книга по Требованию,
2020.
2.
Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической
хореографии: уч. пособие // И.Г. Есаулов. М.: Лань, Планета музыки, 2019.
3.
Пасютинская, В. Волшебный мир танца // В. Пасютинская. М.:
Просвещение, 2019.
4.
Шарова, Н. И. Детский танец (+ DVD-ROM) // Н.И. Шарова. М.: Лань,
Планета музыки, 2019.
29
Приложение №1
Диагностические методики, мониторинговые исследования уровня
обученности детей МБУ ДО ЦДТ
1. Учёт творческих достижений.
1.
Определение уровня творческого развития обучающихся объединения
«Три Восьмых» по видам деятельности образовательной программы после 1 года
обучения ( ____-____ уч.г.) 1 группа.
Творческая
выразительно
сть
Партнёринг и
навыки
взаимодейств
ия
Актёрское
мастерство
Классическая
хореография
Растяжка
Выносливост
ь
Равновесие,
координация
Музыкальнодвигательная
выразительно
Ритмослух
сть
№ группы
ФИ
Далее - таблицы по трём годам обучения:
Таблица № 1.1 (№ 1.2. и № 1.3.)
Таблица заполняется трижды в год на всех этапах обучения. Раздел, который
не изучается в данной группе на данном этапе обучения, либо не является
первостепенным, остается незаполненным. Оценивание происходит следующим
образом:
– раздел не освоен;
+/– раздел освоен частично;
+ раздел освоен.
Таблица № 1.4. Карта учёта творческих достижений обучающихся объединения
«Три Восьмых» (результаты участия обучающихся объединения в районных,
краевых, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях,
соревнованиях), 1 гр.:
ФИО
Дата
проведения
Наименование
мероприятия/конкурса
Результат
Участник Победитель/п
ризёр
30
Год
Название конкурсов, выставок
Количест
во детей
Таблица № 1.5.Сводная таблица результатов участия обучающихся объединения
«Три Восьмых» в творческих мероприятиях.
Результ
ФИ
ат
победит
елей
РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ
КРАЕВОЙ, ВСЕРОССИЙСКИЙ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ
1.2. Формы и методы проверки результатов по этапам обучения
1 модуль
Итоговым занятием является открытое занятие, где педагог так строит работу
группы, чтобы суметь выставить обучающимся итоговые оценки по следующей
системе:
«0» - плохо
«1» - удовлетворительно
«2» - хорошо
«3» -плохо
Оцениваются:
- Ритмослух
- Строение музыки
- Равновесие
- Координация движений
- Ориентация в пространстве
- Заинтересованность
Данные заносятся в таблицу.
Также, итоговым занятием является зачет, который может проходить как в
форме открытого занятия, так и обычно. На зачетном занятии оцениваются знания
и умения по основным разделам программы:
- Основы классической хореографии (начальные понятия, знание
элементов и умение их воспроизводить)
- Танцевальные шаги
- Прыжки (партерные и с разбега)
- Растяжка
- Координация
- Выносливость
- Навыки взаимодействия
31
«0» - плохо
«1» - удовлетворительно
«2» - хорошо
«3» -плохо
2 модуль
На таком занятии дети, как индивидуально, так и в микро-группах,
выполняют задания педагога, демонстрирующие тот или иной блок программы, и
педагог выставляет оценку в таблицу. Завершающим занятием является зачетное
занятие или контрольный урок. На таком занятии оцениваются знания и умения
основных разделов программы, каждый раздел разбивается на элементы.
Например, такой раздел, как ОФП, должен быть разбит на элементы: шпагат,
корзинка, мостик, колечко, мостик, боковая затяжка у станка, задняя параллельная
затяжка у станка.
Оценивание также происходит по следующей системе оценивания,
данные которой заносятся в таблицу:
«0» - плохо
«1» - удовлетворительно
«2» - хорошо
«3» -плохо
Подведение результатов 2 модуля должного быть разбито на несколько
этапов.
Первый этап: «Домашнее задание». Защита творческой работы
(индивидуального проекта) по выбранной теме «Образ» или «Имидж».
Обучающиеся за определенный заранее срок (но не менее 3 недель)
самостоятельно, дома, выполняют задание любым удобным способом (компьютер,
бумага и краски, свое лицо и фотоаппарат). Защита такой работы происходит на
занятии, с ранее определенной датой.
Оценивается работа следующим образом:
«0» -не выполнил, или не справился
«1» -выполненная работа не совсем соответствует теме
«2» -справился частично
«3» -справился отлично
Второй этап: «Создание сценического образа»
Обучающиеся разбиваются на пары, согласно жеребьевке. И создают друг
другу определенный сценический образ: наносят макияж, подбирают музыку,
костюм (музыка и костюм могут быть гипотетическими). Такая работа
оценивается по пятибалльной системе:
«0» -не выполнил, или не справился
«1» -выполненная работа не совсем соответствует теме
«2» -справился частично
«3» -справился отлично
3 модуль
Форма подведения итогов на данном этапе может быть следующая:
32
Обучающимся предлагается придумать свою танцевальную постановку,
которую можно как самостоятельно воспроизвести на аттестационном занятии,
так и научить другого члена группы. Танцевальная постановка может быть в
заданном стиле, причем стили могут быть обширными (эстрадный, народный,
классический, современный и т.д.) или узкими (восточный, модерн, Hip-Hop и
пр.); стиль может быть единым для всей группы, или индивидуальным (согласно
жеребьевке).
Также такое занятие может носить тематический характер («чувства», «в
мире животных», «сказки», «путешествия по странам» и мн. мн. др.).
- При просмотре таких творческих работ оценивается:
- Подобранная музыка и ее соответствие регламенту
- Качество исполнения
- Рисунок танца
- Актерское мастерство
- Идея и оригинальность
- Художественное оформление номера (макияж, костюм, соответствие
образу)
- Соответствие возрасту
- Импровизация
Система оценивания:
«0» -не выражается
«1» -выражается плохо
«2» -выражается хорошо
«3» -выражается отлично
2. Мониторинг сохранности контингента обучающихся объединения «Три
Восьмых».
1 группа:
Таблица 2.1. Количество обучающихся объединения «Три Восьмых» по годам
обучения
№
___-___ уч.г.
___-___ уч. г.
___-___ уч.г.
1
Иванов Иван
Иванов Иван
Иванов Иван
2
Сидорова Галина
Сидорова Галина
Сидорова Галина
..
……..
……..
……..
Итого
12
11
9
Таблица № 2.2. Сводная таблица данных по сохранности контингента
обучающихся объединения «Три Восьмых» по годам обучения, 1гр.
33
1 модуль
12
2018-2019
2019-2020
2020-2021
Количество обучающихся
2 модуль
3 модуль
11
9
3. Мониторинг качества образования, уровней обученности и творческого
развития обучающихся объединения «Три Восьмых» по годам обучения.
1 гр.:
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
Таблица № 3.1. – 3.2. См.Таблицу № 3.1.+ нормативная таблица (отдельный
файл)
Таблица № 3.3. Сводная таблица показателей уровней обученности обучающихся
объединения «Три Восьмых» по годам обучения (1гр.)
Уровень
обученности
Низкий
(от 0 до 2,99 б.)
Средний
(от 3 до 4,99б.)
Высокий
(от 4 до 5б.)
Год обучения, количество детей
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
(12 чел.)
(11 чел.)
(9 чел.)
5
2
0
4
5
2
3
4
7
Таблица № 3.4. Соотношение данных по динамике развития уровней
обученности детей по годам обучения (общие показатели) (см.графики + текст,
пояснения).
Нормативная таблица значений показателей уровня творческого развития:
Уровни творческого развития
Репродуктивный
Конструктивный
Значение показателя уровня
творческого развития
0 - 4 баллов.
5 - 7 баллов.
34
Творческий
8 - 10 баллов.
№ 3.5. Сравнительная динамика качества образования и уровня творческого
развития обучающихся 1 гр. по годам обучения
Уровни обучения. Год обучения, количество детей.
1 год обучения.
2 год обучения.
(___- 19 уч.)
(___ - 20 уч.)
(12 чел.)
(11 чел.)
1
Репродуктивный 10
0-4 баллов.
9
Конструктивный 2
5-7 баллов.
0
1
Творческий
8-10 баллов.
3 год обучения.
(___ - 21 уч.)
(9 чел)
0
2
7
35
Приложение №2
Анкетирование удовлетворенности родителей работой педагога и студии
в целом «Вариант 1»
1.
Возраст
и
пол
ребенка,
номер
группы,
год
обучения._____________________________________________________________
2. Как бы Вы хотели поучаствовать в жизни студии?
Совместное проведение свободного времени
Совместное планирование и анализ дел
Организация праздников и мероприятий
Другое
3. Какие формы взаимодействия
эффективны?
Родительские собрания
Личные беседы
Другое
с
педагогом
для
Вас
наиболее
4. Как Вам наиболее удобно узнавать информацию?
Родительские собрания
Личные беседы
Информационные стенды
Индивидуальные памятки
От других родителей
Другое
5. Какие мероприятия в этом учебном году, на Ваш взгляд, наиболее
актуальны?____________________________________________________________
6. Ваши пожелания к работе в текущем году?
«Вариант 2»
1. Возраст и пол ребенка, номер группы, год обучения
2. Довольны ли Вы работой студии в истекший год?
Да
Нет
Частично
3. Что, на Ваш взгляд, было наиболее сильным?
Уровень проведенных мероприятий
Расписание
36
Репертуар
Открытые занятия
Итоговые и аттестационные занятия
4. Что можно было бы улучшить?
Уровень проведенных мероприятий
Расписание
Репертуар
Открытые занятия
Итоговые и аттестационные занятия
5. Довольны ли Вы расписанием?
Да
Нет
Частично
6. Довольны ли Вы уровнем проведенных мероприятий?
Да
Нет
Частично
7. После занятий Ваш ребенок:
Уравновешенный
Бодрый
Веселый
Усталый, утомленный
Раздражительный, агрессивный
8. Довольны ли Вы эмоциональной обстановкой в коллективе?
Да
Нет
Частично
9. Довольны ли Вы взаимоотношениями ребенка с педагогом?
Да
Нет
Частично
Примечание:
Данный перечень вопросов носит информативный и обзорный характер, он
может изменяться в зависимости от потребностей, актуальности и уровня развития
коллектива
37
План-конспект открытого занятия по теме:
«Танцевальная импровизация»
Занятие общеподготовительной группы 1 года обучения.
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Открытое занятие первого полугодия. В нём представлены различные
танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации,
перестроения, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Педагог – Постникова Диана Николаевна
Цель занятия – формирование совершенной импровизации движений в
соответствие с характером музыки и темой танцевальной постановки.
Основные задачи:
I. Образовательные
- совершенствовать у обучающихся чувство ритма, памяти, внимания, умения
выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения движений.
II. Развивающие
- содействовать развитию техники исполнения танца, силы, ловкости,
гибкости, точности исполнения движения, всего двигательного аппарата,
подвижности в суставах, укрепления эластичности мышц.
III. Воспитательные.
- содействовать воспитанию художественно-эстетических и культурных
навыков, артистичности.
Тип занятия: тренировочный, танцевальная импровизация.
Методы обучения: практический, словесный, метод развития творческих
способностей и личных качеств.
Форма работы: групповая, игровая.
План занятия:
1.
Организационный момент (5 мин.)
2.
Разминка (15 минут)
3.
Основная часть (20 мин.)
4.
Подведение итогов занятия (5 мин.)
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, аудиозаписи музыкальных
произведений, видеозаписи с наглядным материалом.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Занятие начинается с приветствия (поклона). Ребята заходят в зал и становятся
в шахматном порядке.
38
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, посмотрите
на это слово ( на альбомном листе написано слово «импровизация»), как вы
думаете, что оно обозначает? … Формулировка целей и задач занятия,
оргвопросы… На нашем занятии мы будем фантазировать и попробуем свои силы
в самостоятельном творчестве по созданию художественного образа и небольших
танцевальных композиций.
2. Основная часть.
Разминка. Этот раздел обязательно нужно выполнять каждое занятие перед
началом любой физической нагрузкой, во избежание профессиональных травм. Во
время разогрева необходимо следить, чтобы воспитанники не торопились, делали
упражнение размеренно, почувствовали каждую мышцу, каждый сустав.
Первая группа - это упражнения стрейч-характера, т.е. растяжение, связанные
со статическим напряжением мышц различных частей тела.
Вторая группа упражнений связана с наклонами и поворотами торса. Они
помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы
(именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях занятия).
Эти упражнения эффективнее всего исполнять стоя или в партере.
Третья группа связана с разогревом ноги стоп. Подготовка позиции ног.
Работа над выворотностью (подготовка к элементом экзерсиса плие, релеве ).
Педагог: ноги вместе по шестой позиции, потом носочки поругались и
смотрят в разные стороны в первую позицию, так же приседают и поднимаются
на высокихполупальцах.
Добавляем упражнения на закрепление позиций рук «Воздушный шар»
Педагог объясняет правило игры, и показывает движения рук. Воспитанники
показывают позиции рук в игре (игра проводится 2-3 раза).
Педагог: Представляем, что берем воздушный шар в подготовительной
позиции, поднимаем в первую позицию показывая шар, раскрываем руки во вторую
позицию надувая шар, и поднимаем руки в третью позицию.
Педагог: Молодцы вы постарались и показали красивый шар!!!
Передвижение в пространстве. Работа по диагонали. Этот раздел урока
развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль исполнения
танца. Воспитанники должны уметь передвигаться в пространстве шагами,
прыжками и по заданной педагогом схеме. В этом разделе занятия воспитанники
должны освоить шаги.
Педагог: А теперь ребята, я вам покажу небольшой фрагмент танцевальной
постановки из интернета, а вы мне должны будете сказать, кого изображают
исполнители… (показ видеоролика). Кого изображали исполнители в этом танце?
А как вы угадали? …мимика, движения…Правильно, чтобы зритель понял кого мы
изображаем в танце, мы должны использовать наше актерское мастерство..
Раздел пятый: актерское мастерство. Упражнения из тренинга актерского
мастерства на освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима
39
(«камень-вода», «пластилиновые куклы», «марионетки») ,упражнения на мимику
(грусть, скука, радость, удивление).
Хорошо ребята! Теперь мы попробуем применить это на практике и
изобразить танцевальную композицию «Кошечки».
Дети совместно с педагогом импровизируют на заданную тему под
соответствующую танцевальную композицию.
Хорошо, это и была наша с вами импровизация. Т.е. мы придумывали танец
на ходу, сразу, во время его исполнения.
А теперь мы попробуем с вами импровизировать под разные стили музыки.
Педагог поочередно включает для всех музыку в разных стилях. Ребенок
должен уловить настроение, понять стиль предложенного муз. материала и
исполнить небольшую комбинацию- импровизацию, погрузиться в органичную
для него движенческую среду, идущую от музыки. Импровизация происходит в два
этапа: с повязками на глазах и без. Воспитанники активно проявляют эмоции и
делятся друг с другом впечатлениями.
Заключительная часть.
Педагог: У вас получился замечательный танец кошек. Вы научились
импровизировать, создавать и передавать образ в танце. МОЛОДЦЫ!
Рефлексия: воспитанникам предлагается показать эмоцию на лице, в
зависимости от полученного на уроке настроения (радость, грусть, безразличие).
Поклон-прощание.
Список используемой литературы.
Интернет ресурсы
40