РАЗДЕЛ № 1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Гитара относится к числу наиболее популярных музыкальных
инструментов в современном мире. Из года в год у детей и подростков остается
интерес к инструменту и песням под гитару, возрастает количество ребят,
стремящихся овладеть техникой игры на данном инструменте.
Актуальность программы заключается в том, что она затрагивает проблему
организации детско-юношеского досуга. Обучение по программе предполагает
формирование, развитие и совершенствование техники игры на гитаре, навыков
художественного исполнения музыкального произведения на основе изучения,
освоения и практического применения музыкально-исполнительских средств
(динамики, артикуляции). Программа обеспечивает плавный рост творческого,
культурного, коммуникативного развития обучающегося.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение
техникой и особенностями игры на гитаре. На учебных занятиях ребята
знакомятся с устройством инструмента, правилами постановки рук,
звукоизвлечения, особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся
играть разнохарактерные музыкальные произведения. На занятиях объединения
обучающиеся знакомятся с творчеством таких групп как «Кино», «Ария»,
«ДДТ». Просмотр видеоклипов, прослушивание ряда музыкальных
композиций, использование возможностей программы Gitar. pro позволяет
воспитаннику расширить свой музыкальный кругозор, предпочтения.
Обучение по программе предполагает участие в концертах, поскольку
наилучшей проверкой мастерства, качества исполнения являются концерты,
фестивали, отчетные концерты.
В процессе изучения гитары обучающиеся имеют возможность
приобщиться к сценической культуре. Предложенная система обучения дает
каждому подростку равные возможности для максимальной реализации своих
музыкальных и творческих способностей. Это формирует у школьника
самооценку, и, вместе с тем, делает очевидной значимость личности, сумевшей
проявить и реализовать себя в творчестве, в жизни коллектива.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения программы – стартовый.
Адресат программы: обучающиеся 12-13 лет Октябрьского
муниципального округа.
Особенности организации образовательного процесса.
Условия набора и формирования групп
- приём детей по программе носит добровольный характер, осуществляется
на основе наличия интересов и мотивации к изучению данной предметной
области. Обучение производится в группе, составленной по социальнопсихологическим и физиологическим критериям. Для организации работы
объединения формируются группы из 12 человек.
Формы обучения – очная
Занятия проводятся: 2 раза в неделю;
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
1 академический час – 40 мин
Продолжительность образовательного процесса
Общее количество учебных часов в год – 144 часа
Срок реализации программы – один год.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: Обучение игре на гитаре учащихся 12-13 лет
Октябрьского муниципального округа, посредством освоения техник и
простейших приемов игры на струнном инструменте.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического
вкуса, эмоциональной культуры;
- воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
- воспитание волевых качеств (настойчивость, уверенность в себе).
Развивающие:
- развитие интереса к музыкальному искусству;
- развитие координации рук и беглости пальцев;
- развитие музыкального слуха и чувства ритма;
Обучающие:
- приобретение первичных знаний об инструменте, его истории;
- приобретение навыков правильной посадки и правильного положения
инструмента во время игры на гитаре;
- знакомство с основными понятиями музыкальной грамоты;
- изучение и практическое освоение начальных элементов
исполнительской техники и простейших приёмов игры на гитаре;
- освоение исполнения простейших произведений из гитарного репертуара,
подбора несложных аккомпанементов.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Всего
Теория Практика
часов
№
Название
раздела/темы
1.
Вводное занятие
2
2
0
2.
Разновидности и
особенности
гитары.
4
2
2
3.
Основы игры на
инструменте.
Технические
приемы
20
6
14
Практическая
работа
4.
Изучение
аппликатуры
гитары
8
4
4
Зачет
5.
Репертуар
начинающего
гитариста.
Разучивание песен
108
33
75
Практическая
работа
6.
Выступление,
концерт
2
-
2
Отчетный концерт
144
47
97
ИТОГО:
Формы
аттестации/конт
роля
Опрос, входное
тестирование
Тест
Содержание учебного плана
1.
Раздел: Вводное занятие.
Теория: Формирование группы занятий. Определение целей, планов и
результатов занятий. Обсуждение плана. Инструктаж по ТБ. Знакомство с
объединением. Знакомство с правилами и нормами поведения в объединении,
на занятии, беседа о интересах.
Практика: Формирование группы, составление расписания занятий.
Определение целей, планов и результатов занятий.
2. Раздел: Разновидности и особенности гитары.
Теория: История гитары. Техническая настройка гитары. Правила
хранения гитары. Управление колками. Настройка грифа гитары.
Практика: Посадка исполнителя. Постановка тела и рук. Упражнения для
указательного и среднего пальцев рук. Игра на гитаре с помощью одной струны
«В траве сидел кузнечик».
3. Раздел: Основы игры на инструменте. Технические приемы.
Теория: Условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация
струн, ладов. Переборы: «Четверка», «Шестерка», «Восьмерка». Бой, виды боя.
Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений: мажор, минор.
Табулатура, чтение табулатуры. Настройка гитары, перетяжка струн.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений. Отработка
свободной посадки гитариста. Аккорды. Работа с переборами, игра боем. Игра в
ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Guitar
pro». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных
произведений. Упражнения на разные длительности. Упражнения в разных
размерах.
4. Раздел: Изучение аппликатуры гитары.
Теория: Видео школы игры на гитаре. Знаки альтерации. Четвертная,
половинная, целая нота. Хроматическая гамма «Соль». Трезвучие «Соль
мажор».
Практика: Упражнения на двух струнах. Знаки альтерации. Упражнения
на четырех струнах.
5. Раздел: Музыкальные произведения, пьесы, этюды.
Теория: Хроматические гаммы. Трезвучия.
Практика: Разучивание песен: Любе - «Выйду ночью в поле с конём»,
Кино - «Звезда по имени Солнце», Кино- «Восьмиклассница», Кино - «Когда
твоя девушка больна», Кино - «Странная сказка», Кино - «Группа крови»,
Кино- «Перемен», Кино - «Стук», Сплин - «Выхода нет», Сплин - «Линия
Жизни», Алексей Пономарев - «А мы не ангелы, парень», Константин
Курнавин - «Мама», ДДТ - «Что такое осень», ДДТ - «Это всё что останется»,
О. Митяев - «Изгиб гитары желтой», Ария - «Беспечный ангел», Ария «Штиль», Ария - «Потерянный рай», Ария - «Ангельская пыль», Наутилус
Помпилиус - «Крылья», Наутилус Помпилиус - «Гулять по воде», Наутилус
Помпилиус - «Дыхание», Смысловые галлюцинации - «Зачем топтать мою
любовь», С. Трофимов - «Детство», Би-2 - «Полковник», Колизей - «И только
Имя твое».
6. Раздел: Выступление, концерт.
Теория: Подведение итогов года. Коллективное обсуждение результатов.
Практика: Выступление на отчётном концерте.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающегося будут развиты:
- эмоционально-ценностные отношения к занятиям музыкой;
- сценическая культура: поведение на сцене, форма одежды, манера
общения;
У обучающегося будут воспитаны морально-волевые качества, такие как:
- настойчивость;
- уверенность в себе;
- трудолюбие;
- умение достигать поставленной цели.
Метапредметные результаты
У обучающего будут развиты творческие способности и сформированы:
- познавательная деятельность в области музыкального искусства;
- мелкая моторика рук;
- музыкальный слух и чувства ритма.
Предметные результаты
В результате обучения по программе обучающийся будет знать:
- значение терминов: музыкальные звуки, музыкальный звукоряд, нотные
ключи, знаки альтерации, запись длительности звуков, паузы метр, такт,
тактовый размер и ритм;
- название основных и составных частей гитары;
- основы музыкальной грамоты;
- правила настройки гитары.
Обучающийся будет уметь:
- выполнять технические приемы игры на инструменте;
- владеть основными навыками звукоизвлечения;
- настраивать инструмент;
- правильно ставить руки;
- разучивать и исполнять переложения для шестиструнной гитары легкой
сложности из классического гитарного репертуара.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо
освещенном помещении, которое отвечает всем установленным санитарногигиеническим требованиям. Учебный кабинет включает 12 посадочных мест.
Кабинет оборудован: медиапроектором, компьютером (ноутбуком),
экраном, акустической системой.
Техническое обеспечение:
- Компьютер (ноутбук);
- Музыкальный инструмент - гитара.
- Нотный материал для занятий.
- Учебный материал для занятий.
- Метроном.
- Технические средства для воспроизведения музыкальных записей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- методическая, учебная, тематическая литература;
- комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство
инструмента, аппликатурные таблицы и др.);
- схемы, разработки занятий, сценарии мероприятий.
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные ресурсы (мультимедийные презентации, слайд-фильмы,
аудио записи, видеозаписи с выступлений, концертов, учебные фильмы на
цифровых
носителях
(Video-CD,
DVD).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Три аккорда» разработана с учётом специфики образовательного учреждения
на основе нормативных документов:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей от
04.09.2014 г.№ 1726-р; Письмо Министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ;
3.
Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»
4.
Устава Учреждения, другими локальными актами.
Список литературы и источников, используемый на занятиях:
1.
Арзуманов С. Домашняя студия гитариста. Учебное пособие. М.,
Издатель Смолин К.О., 2007 г.
2.
Бердников А.Л. Основы Импровизации для гитаристов. Ростов-наДону «Феникс» 2017 г.
3.
Петров П.В. Самоучиталь игры на шестиструнной гитаре. Учимся
играть песни. Ростов-на-Дону «Феникс» 2024 г.
4.
Сладкова О. В. Самоучитель Игры на гитаре. М., 2010 г.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для оценки эффективности работы по программе используются методы
устного, письменного, практического контроля и самоконтроля:
- входной контроль – проведение бесед с обучающимися в начале учебного
года с целью выявления подготовленности к выполнению заданий. Целью
контроля является: изучение мотивации ребенка к занятиям определенным
видом творчества, оценка уровня первичной теоретической и практической
подготовки в выбранной области деятельности (знание терминологии, умение
обращаться с инструментами и материалами, знание технологии выполнения
тех или иных действий и т.д.), оценка творческого потенциала, а также
социально-психологических и личностных качеств (коммуникативности,
уровня самооценки, аккуратности, усидчивости и др.)
- текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия: наблюдение.
- промежуточный контроль – определение результатов обучения за
определенный промежуточный период (полугодие, год), проводится в форме
тестирования, практической работы, конкурсов.
Промежуточный контроль позволяет получить информацию о результатах
работы группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, повысить
мотивацию к обучению; определить, насколько эффективны приемы обучения,
при необходимости внести изменения в программу.
- итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме
концерта.
При реализации программы используются следующие формы
аттестации/контроля:
Устный опрос - это диалогический метод обучения, при котором педагог
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение
изученного.
Тест - это методика оценки уровня усвоения учащимися образовательной
программы посредством задавания вопросов с несколькими вариантами ответов
и выбора верного среди них.
Практическая работа - позволяет выявить, как обучающиеся умеют
применять полученные знания на практике, насколько они овладели
необходимыми умениями, навыками, приёмами.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания
на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании
индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся
выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и
практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование).
Отчетный концерт - это публичное выступление артистов по
определённой, заранее составленной программе. В определённом смысле - это
соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского
искусства.
(см. Приложение 1, Приложение 2)
2.3. Методические материалы
Методические и техническое обеспечение программы
№
п/п
Наименование темы
Формы
занятий
Приемы и методы
организации учебно-воспитательного
процесса
Дидактические, методические материалы
Техническое
оснащение
Формы
подведения итогов
1
2
Вводное занятие.
Разновидности и особенности гитары.
Лекция,
беседа,
инструктаж
Лекция,
беседа,
индивидуальногрупповое
занятие
Объяснительноиллюстрационный
Объяснительноиллюстрационный,
деятельностный, репродуктивный
Карточки с
текстом по ТБ,
инструкции
при работе с
струнным музыкальным инструментом
Ноутбук,
Презентация
«История гитары»
Ноутбук,
Видеопроектор Шестиструнная гитара
Тест,
форма
фиксации
результативности
Ноутбук,
Видеопроектор Шестиструнная гитара
Игра,
форма
фиксации
результативности
Памятка « Правила хранения
гитары»
Видеопроектор
Устный
опрос
Входное
тестирование
Схемы упражнений «Упражнения для указательного и
среднего пальцев рук.»
Табулатура
песни «В траве
сидел кузнечик»
3
Основы игры на инструменте.
Технические
приемы
Лекция,
беседа,
практическое занятие, индивидуальногрупповое
Объяснительноиллюстрационный,
деятельностный,
творческий поиск
Схема «Условные обозначения: пальцы
левой, правой
руки, нумерация струн, ладов.»
Схемы переборов: «Четверка», «Шестерка», «Восьмерка».
Схемы гитарных боев.
4
Изучение аппликатуры
гитары
Лекция,
беседа,
практическое занятие, индивидуальногрупповое
Объяснительноиллюстрационный,
деятельностный,
творческий поиск
Нотная тетрадь,
Таблицы:
«Хроматическая гамма
Соль», «Трезвучие «Соль
мажор», «Знаки
альтерации.»
Ноутбук,
Видеопроектор Шестиструнная гитара
Зачет,
форма
фиксации
результативности
Ноутбук,
Видеопроектор Шестиструнная гитара
Игра,
форма
фиксации
результативности
Ноутбук,
Видеопроектор Шестиструнная гитара
Отчетный
концерт,
самоанализ, анализ.
Схемы:
«Упражнения
на четырех
струнах.»
5
6
Репертуар
начинающего гитариста.
Разучивание
песен
Практическое занятие, индивидуальногрупповое
Объяснительноиллюстрационный,
деятельностный, частично-поисковый
Нотная тетрадь,
Выступление, концерт
Практическое занятие, индивидуальногрупповое
Объяснительноиллюстрационный,
деятельностный, частично-поисковый,
творческий
Итоговое (конкурсное)задание
Аппликатуры
аккордов песен
из цикла «Репертуар начинающего гитариста»
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
36
Количество учебных дней
72
Продолжительность учебных
1 полугодие
периодов
02.09.202428.12.2024
2 полугодие
08.01.202530.05.2025
Возраст детей, лет
12-13
Продолжительность занятия, час
2
Режим занятия
2 раз\нед
Годовая учебная нагрузка, час
144
2.5 Календарный план воспитательной работы
Мероприятие
№
Направление
деятельности
Дата
проведени
я
Ответственн
ый
03
сентября
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
СЕНТЯБРЬ
1.
Беседа, День
солидарности в борьбе с
терроризмом
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельнос
ти
ОКТЯБРЬ
2.
Конкурс рисунков,
посвященный Дню
гражданской обороны
Художественноэстетическое
воспитание
2 октября
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
22 ноября
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
НОЯБРЬ
3.
Игровая программа,
посвященная Дню матери
Духовнонравственное
воспитание
ДЕКАБРЬ
4.
Акция «Новогодние
украшения своими
руками»
Художественноэстетическое
воспитание
15-25
декабря
Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительно
го
образования.
ЯНВАРЬ
5.
Беседа «Осторожно
гололед» и «Оказание
первой помощи при
травмах».
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельнос
ти
15 января
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
ФЕВРАЛЬ
6.
Профилактическая
беседа «Ловкие сети»,
посвященная
Всемирному дню
безопасного интернета
Социальное
воспитание
14 февраля Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
МАРТ
7.
Всемирный женский
день
Художественноэстетическое
воспитание
1-6 марта
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
АПРЕЛЬ
8.
День космонавтики
Гражданскопатриотическое
воспитание
5-10
апреля
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
1-9 мая
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
МАЙ
9.
Мероприятия,
посвящённые 80
годовщине победы в
ВОВ.
Гражданскопатриотическое
воспитание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бердников А.Л. Основы импровизации для гитаристов. Ростов-на-
Дону: Изд-во «Феникс», 2021.
2.
Борисевич В.Г. Современные методики ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА
ГИТАРЕ: уч.пособие. Москва: Изд-во «ИТРК», 2019.
3.
Волкова В.Н. Игра на гитаре. Проще не бывает - смотри и повторяй.
Минск: Изд-во «Харвест», 2020.
4.
Гермаш Н.П. Самоучитель игры на русской семиструнной гитаре: уч.
пособие. Москва: Изд-во «ИТРК», 2022.
5.
Петров П. В. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Безнотный
метод. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2024.
Приложение 1
Тест № 1 входного контроля
Тест –А Произвольные слуховые представления (пение заранее выученной
песни) - в ведомость фиксируется только одно из предложенных заданий теста.
Задание № 1: Петь заранее выученную песню, выполняя в пении движения.
«1» - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.
«0» — подпевание отдельных слов, окончаний слов или интонирование
отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным
сопровождением.
«2» - пропевание всей фразы или мотива.
«0» — подпевание отдельных слов, окончаний слов или интонирование
отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Тест
–
Б.
Осознанное
оперирование
музыкальными
слуховыми
представлениями на основе заранее выученной песни (пение про себя,
импровизация) – в ведомость фиксируется только одно из предложенных заданий
теста.
Задание № 1: Испытуемый должен начать петь знакомую песню вслух, затем
какой-то период про себя, а затем опять вслух.
«1» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с
удовольствием.
«0» — поет не точно, без помощи взрослого не может справиться с заданием,
интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с
голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«2» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с
удовольствием.
«0» — поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может
или интонирование отсутствует, неточный текст, много пауз.
Методы оценивания: Номер теста (буква теста) и номер его задания, с
которым обучающийся справился наиболее успешно, и есть балл, который
проставляется в ведомость диагностики музыкальных способностей. Например,
ребенку предлагается тест № 3, и если он с ним справляется, то предлагается тест
посложнее - № 4 и 5, если же тест № 3 оказывается не под силу, то предлагаются
соответственно тесты послабее - № 2 и 1. Если же ребенок не справляется ни с
одним тестом из серии, в ведомости проставляется «0».
Кроме оценки педагога, обучающийся оценивает свои результаты и
результаты своих одногруппников.
Приложение 2
Тест № 2
1. Какими номерами пальцы левой руки обозначаются указательный,
средний, безымянный и мизинец:
А) 0, 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 3, 4;
В) 2, 3, 4, 5;
2. Медиатор как приспособление для игры это:
А) приспособление для защипывания струн на музыкальных инструментах;
Б) часть гитары на которую одевается ремень;
В) биологически активное вещество для передачи нервных импульсов;
3. Прием игры на гитаре, когда правая рука резким, но скользящим
движением бьет по отдельным, рядом стоящим струнам, или по всем сразу, тем
самым извлекая звук:
А) баре;
Б) слэп;
В) бой;
4. Стандартное количество струн на гитаре:
А) 4;
Б) 5;
В) 6;
5. Стандартное количество струн на бас гитаре:
А) 4;
Б) 5;
В) 6;
6. На какой части стула правильней сидеть гитаристу:
А) ближе к спинке;
Б) ближе к краю;
7. Выпуклые поперечные железные полоски на грифе:
А) лады;
Б) ориентиры;
В) колки;
8. Деревянная гитара с большим полым корпусом и круглым отверстием в
нем:
А) акустическая гитара;
Б) электрогитара;
В) бас гитара;
9. Какая гитара для ансамбля важней:
А) акустическая гитара;
Б) электрогитара;
В) бас гитара;
10. В каком жанре музыки гитара популярней:
А) рок;
Б) джаз;
В) электронная музыка;
Правильные ответы:
1-Б; 2-А; 3-В; 4-В; 5-А; 6-Б; 7-А; 8-А; 9-В; 10-А;
Результат считается положительным, если ученик ответил минимум 5
правильных ответов (50%).
Приложение 3
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
детского творчества» Октябрьского муниципального округа.
Конспект
открытого занятия
«История гитары и ее устройство»
Разработал:
педагог дополнительного образования
творческое объединение «Три аккорда»
Евмененко А.В.
с. Покровка
2024 г.
Тема учебного занятия: «История гитары и ее устройство»
Обучающиеся: 12 -13 лет
Цели занятия:
- закрепить у обучающихся понятие – гитара, устройство гитары;
- стимулировать развитие интереса к игре на гитаре;
- воспитать зрительное и слуховое внимание, сосредоточенность.
Задача занятия:
- познакомить обучающихся с историей происхождения инструмента;
устройством и классификацией гитар;
Организационный этап.
Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего нашего с вами занятия- История
происхождения и устройством гитары. Но давайте сначала вспомним правила
поведения на занятии и правила техники безопасности. (Слайд1)
Основной этап. Молодцы, все помнят правила поведения и техники
безопасности. Теперь давайте подумаем какова цель нашего сегодняшнего
занятия? Цель сегодняшнего нашего с вами занятия- это познакомимся с историей
происхождения и устройством гитары. (Слайд2) Гитара- струнный щипковый
музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется
в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных
стилях и направлениях музыки. Является основным инструментом в таких
музыкальных стилях, как джаз, блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и др.
Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на
массовую культуру, что произвело фурор молодёжного течения хиппи в США а
затем рок-культуру во всём мире. Исполнитель музыки на гитаре называется
гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется
гитарный мастер или лютье.
Происхождение названия (Слайд 3)
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова
«сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего
«струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова
«кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере
распространения гитары из Средней Азии через (Слайд 4 )Грецию в западную
Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней
Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare»
во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название
«гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда
гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими
завоевателями (мавританская гитара). (Слайд 5) В XV веке получает
распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами
(первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название
испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции
приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на
формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—
начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.
(Слайд 6 )
В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была
известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в
Россию лишь в конце 17 — нпроизведение для гитары с названием
«Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из
значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был
Николай Петрович Макаров. (Слайд 7) В России в конце XVIII — начале XIX
веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во
многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и
гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для
этого инструмента, получившего название «русская гитара».
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и
обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году
Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании
«Рикенбекер»,
запатентована
первая
электрогитара,
с
магнитными
звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). (Слайд 8 )В
начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер
и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару
со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без
изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на
электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине
XX века американский гитарист Джими Хендрикс.
Устройство гитары (Слайд 9)
Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «гриф».
Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее
натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на колковой
коробке на окончании грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно
посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма,
позволяющего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на двух
порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину
рабочей части струны, является мензурой гитары.
Верхний
порожек
находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на
подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться
т. н. «сёдла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой
струны.
(Слайд 8)
(Слайд 10) Лады
Гриф гитары с ладами и ладовыми порожками
(Слайд 11) Источником звука в гитаре являются колебания натянутых
струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной
колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем
тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.
Математическое описание этой зависимости получено в 1626 году Мареном
Мерсенном и носит название «Закон Мерсенна».
Основной способ управления
высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части
струны. (Слайд 12) Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение
рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью
струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до
пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на
октаву.
Закрепление полученных знаний. Сегодня мы с вами познакомились с
историей и устройством гитары. Перед каждым из вас, на рабочем столе
находится тест «История гитары и е ее устройство. Сейчас вам необходимо будет
его пройти.
Заключительный этап.
Сегодня на занятии мы познакомились с историей происхождения гитары,
узнали ее технические возможности и особенности устройства гитар.
Обучающиеся ознакомились с устройством гитары и знают ее устройство и
техническое особенности. Цель занятия достигнута.