Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Познание истории родного края, района, села даёт возможность понять, кто
мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое,
понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению
народа.
Кроме того, современное общество нераздельно связано со средствами
массовой коммуникации. Поэтому совместить изучение своего края с
использованием медиа-площадок является актуальной задачей на сегодняшний
день.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует
всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование
его интеллектуального, духовного и физического потенциала; способствует
изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия,
приобретению навыков проектной деятельности, развитию самостоятельности,
выносливости, познавательных процессов; получению опыта работы в
коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной
средой.
Туристско-краеведческая
направленность
позволяет
достичь
образовательных результатов, которые востребованы в профессиональной среде:
МЧС, медицине, педагогической деятельности, журналистике, истории,
географии, армейской службе и др. Эта направленность предусматривает
приобретение основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма;
навыков
ориентирования
на
местности,
организации
краеведческой
исследовательской деятельности.
Важная составляющая программы - это раскрытие личных и творческих
качеств обучающихся.
Благодаря
занятиям
по
программе, обучающиеся
учатся
работать
коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся
контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать
2
события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя,
становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми, повышается
общий уровень культуры учащихся, учащиеся объединения ограждены от
отрицательного влияния окружающей среды.
Участие ребят в объединении поддерживает их индивидуальное развитие,
так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их
среди других людей̆, помогает лучше познать себя, открыть мир. Процесс
изучения объектов родного края, создания видеоролика, создание сценария,
безусловно, развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.
Программа «Блогерский клуб «Краеведческий диапазон» направлена на
всестороннее изучение детьми своего региона, его историко-культурных и
природных особенностей, что способствует воспитанию любви к родному краю,
патриотизма, гражданственности.
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения программы: стартовый.
Отличительные особенности
Для
ребят
активных,
любознательных
блог
станет
своеобразным
катализатором и генератором идей. А содержание блога – это жизнь в самом
широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости
и печали, сомнения и открытия, это своеобразная летопись. Ребята смогут
пополнить словарный̆ запас и значительно расширить кругозор.
Блог становится важным органом самоуправления, надежным помощником
педагогического коллектива в воспитании. Перед детьми открываются широкие
возможности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли
исследователей и творцов, а также продемонстрировать свое творчество
ровесникам. Это, в конечном итоге, способствует интеллектуальному и
художественно-творческому развитию детей.
3
Адресат
программы:
обучающиеся
12-13
лет
Октябрьского
муниципального округа, интересующиеся историей родного края, а также фото
и видеосъёмкой, созданием видеосюжетов, монтажа и обработки фотографий.
В группы принимаются все желающие без ОВЗ, вне зависимости от
творческих и интеллектуальных способностей. Специальных знаний в
изучаемой области не требуется.
Особенности организации образовательного процесса
Условия набора и формирования групп: для обучения по программе
принимаются все желающие, без определённых навыков в области туризма.
Группы
формируются
с
учётом
возрастных
и
психоэмоциональных
особенностей детей на основе собеседования с обучающимся или родителем
(законным представителем).
Обучение проводится в группах в количестве 15 человек.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 недель, 144 академических
часа).
Формы обучения – очная.
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Блогерский клуб «Краеведческий диапазон» на протяжении всего
курса обучения проводятся:
для детей 12-13 лет – 2 раза в неделю, занятие продолжительностью 2
академических часа; продолжительность академического часа – 40 минут.
Через каждые 40 минут проводится десятиминутная восстановительная
пауза с выполнением упражнений для глаз и опорно-двигательного аппарата.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: формирование основ краеведения (знаний, умений, навыков) у
обучающихся 12-13 лет Октябрьского муниципального округа посредством
включения их в блогерскую деятельность.
4
Задачи программы
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся:
• любовь к родному краю, патриотизм, гражданственность.
• уважение и бережное отношение к результатам своего труда и труда
окружающих;
• самостоятельность, инициативность, целеустремлённость.
Развивающие:
• развить культуру поведения в различных ситуациях общения –
коммуникативную культуру;
• развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности;
• развивать критическое мышление обучающихся через освоение
исследовательской и проектной деятельности;
• развить наблюдательность, организаторские и творческие способности;
• развивать коммуникативные навыки, формировать коммуникативную
культуру.
Обучающие:
• познакомить с особенностями профессиональной деятельности сферы
СМИ;
• обучить основным правилам и приемам сбора и обработки информации;
• научить работать в специализированных программах для видеомонтажа.
• изучить основы фото и видео сьемки;
• научить создавать видеоролики и видеоблоги (информационные,
развлекательные, документальные
сюжеты
и
фильмы)
монтажных программах.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название темы
Количество
часов
5
в
специальных
Всег
о
Теори
я
Практик
а
34
2
12
1
22
1
4
2
2
Входящий
контроль.
Устный опрос
12
4
8
Практическая
работа
6
2
4
Устный опрос.
Практическая
работа
10
3
7
Устный опрос.
Практическая
работа
2.
Знакомство с блогерством
Вводное занятие.
Формирование группы
занятий. Определение целей,
планов и результатов занятий.
Обсуждение плана.
Инструктаж по технике
безопасности
История блогерства в России.
Словарь блогера. Тенденции
развития блогосферы. Тренинг
– командообразование.
Построение команды
«Знакомство» с камерой.
Ракурс. Картинка. Фоновое
решение. Сюжет. Звук как
эффект
Операторское искусство.
Основные правила работы
оператора. Приёмы работы с
видеокамерой и
квадрокоптером
Основы видеомонтажа. Работа
с компьютерными
программами видеомонтажа
Проекты
53
18
35
2.1
«День района» (проект № 1)
7
2
5
2.2
«Прогулки по крышам
Покровки. История зданий и
сооружений.» (проект № 2)
«Зимняя Покровка» (проект
№ 3)
«День защитника Отечества.
Герои нашего времени»
(проект № 4)
«Народный театр имени
Биляла Мекерова» (проект №
5)
8
3
5
8
3
5
7
2
5
8
3
5
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.3
2.4
2.5
6
Формы
аттестации
/контроля
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
2.6
«Герои округа. Дети войны.»
(проект № 6)
7
2
5
Практическая
работа
2.7
«Дом казачества» (проект №
7)
Разновидности блогов и
специфика каждой блогплатформы
Разновидности
блогов
и
специфика
каждой
блогплатформы. Изучение правил
работы блогера
Краеведческий
блогинг.
Россия – Родина моя
Совместный
проект
с
районной газетой «Заря»
История создания музея
8
3
5
Практическая
работа
14
7
7
4
2
2
Устный опрос
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
6
3
3
2
1
1
2
1
1
2
1
1
16
8
8
4
1
3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
Видеорепортаж
«Ветераны
труда Октябрьского округа»
Краеведческий блогинг «Село,
в котором я живу»
Психологические
основы
работы в сети
Особенности ведения диалога
с незнакомыми людьми
Общение в блогах, решение
конфликтов,
границы
открытости
Стрессоустойчивость
при
работе в сети, как не
переоценить роль блогосферы
в своей жизни
Монтаж ролика, работа с
материалом.
Технические основы работы
в сети.
Использование
дополнительных
возможностей при монтаже
Концепция видеоролика.
Подбор спецэффектов. Подбор
аудиосопровождения
7
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Практическая
работа
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
2.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7
Строение
сюжета.
Телесценарий.
Сценарный
план
Типичные ошибки при записи
видео для блога
Мастерство
блогера:
демонстрация
достопримечательностей села
Создание
краеведческого
блогинга «Мой дом, мои
соседи, мои друзья»
2
1
1
Контроль на
практике
4
2
2
2
1
1
Устный
опрос
Контроль на
практике
4
2
2
Использование
дополнительных
возможностей при монтаже.
Монтаж голоса и звука с
использованием эффектов
Создание собственного стиля
Мастерство
публичных
выступлений
Мастерство блогера: игра со
словом. Быть зрителем
ответственно
Интервью. Виды и основные
понятия
Обработка новых слов. Анализ
текстов, взятых для
тренировки дикции, голоса,
орфоэпии
Блог публичной личности:
свобода и ограничения
Итоговое занятие
4
2
2
16
6
7
2
9
4
4
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
-
1
144
55
89
Итого
Практическая
работа.
Сведение
программы
Практическая
работа
Контроль на
практике
Устный
опрос
Контроль на
практике
Контроль на
практике
Проектная
работа
Тестирование
. Оценка
результатов
работы за год
Содержание учебного плана
1. Раздел: Знакомство с блогерством
1.1
Тема:
Вводное занятие.
Формирование группы занятий.
Определение целей, планов и результатов занятий. Обсуждение плана
8
Теория: Инструктаж по ТБ. Знакомство с объединением. Знакомство с
правилами и нормами поведения в объединении, на занятии, беседа о интересах.
Практика: Формирование группы, составление расписания занятий.
Определение целей, планов и результатов занятий. Игра на знакомство
«Снежный ком».
1.2
Тема:
Тенденции
История
развития
блогерства
блогосферы.
в
России.
Тренинг
–
Словарь
блогера.
командообразование.
Построение команды
Теория: Изучение феномена блогерства. Знакомство с понятием блогер.
Изучение правил работы блогера. Что такое команда. Правила работы в команде.
Практика: Работа с интернет каналами. Построение команды. Игра
«Угадай блогера». Составление словаря блогера.
1.3
Тема: «Знакомство» с камерой. Ракурс. Картинка. Фоновое
решение. Сюжет. Звук как эффект
Теория: Изучение и классификация видео и аудиоматериала. Сила ракурса.
Фон как определяющая сторона успеха. Звуковое сопровождение. Знакомство с
сюжетом.
Практика: Проработка основных элементов сюжета. Развертка ролика.
Практическая работа: подбор фона, ракурса, освещения. Создание пробного
ролика «Знакомство».
1.4
Тема: Операторское искусство. Основные правила работы
оператора. Приёмы работы с видеокамерой и квадрокоптером
Теория: Изучение основ работы оператора. Использование цвета в
видеосъёмке. Композиция кадра. Цели съёмки. Экспозиция видео. Типы и стили
съёмки. Уникальные операторские возможности квадрокоптера. Основы съёмки
на смартфон.
Практика: Съёмка видеоролика на свободную тему.
1.5
Тема:
Основы видеомонтажа.
программами видеомонтажа
9
Работа
с
компьютерными
Теория:
Изучение
основ
видеомонтажа.
Знакомство
основными
программами для видеомонтажа (Movavi Video Editor, Vegas Pro, Adobe Premiere
Pro, DaVinci Resolve, Final Cut Pro). Изучение приложений для монтажа видео на
телефоне. Использование дополнительных возможностей при монтаже.
Практика: Монтаж видеоролика в выбранной программе. Мастер-класс
«Микроблог».
2. Раздел: Проекты
2.1 Тема: Проект «День района» (проект № 1)
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Съёмка видеоролика. Просмотр и
монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка получившегося фильма.
2.2 Тема: Проект «Прогулки по крышам Покровки. История зданий и
сооружений.» (проект № 2)
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Съёмка видеоролика. Просмотр и
монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка получившегося фильма.
2.3 Тема: Проект «Зимняя Покровка» (проект № 3)
Теория: Конкретизация темы ролика. Определение ролей. Составление
графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Поиск заставок в сети Интернет. Подбор
костюмов. Съёмка. Работа с готовыми роликами. Отбор нужных. Просмотр
отснятого материала. Монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка
получившегося фильма. Редактирование.
2.4 Тема: «День защитника Отечества. Герои нашего времени» (проект
№ 4)
Теория: Конкретизация темы ролика. Определение ролей. Составление
графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
10
Практика: Составление сценария. Сбор информации. Поиск заставок в сети
Интернет. Подбор костюмов. Съёмка. Работа с готовыми роликами. Отбор
нужных. Просмотр отснятого материала. Монтаж отснятого материала.
Просмотр и оценка получившегося фильма. Редактирование.
2.5 Тема: Проект «Народный театр имени Биляла Мекерова» (проект
№ 5)
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Сбор информации. Съёмка видеоролика.
Просмотр и монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка получившегося
фильма.
2.6 Тема: Проект «Герои округа. Дети войны» (проект № 6)
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Съёмка видеоролика. Просмотр и
монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка получившегося фильма.
2.7 Тема: Проект «Дом казачества» (проект № 7)
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление графика съемок. Обсуждение оформления и эффектов.
Практика: Составление сценария. Сбор информации. Съёмка видеоролика.
Просмотр и монтаж отснятого материала. Просмотр и оценка получившегося
фильма.
3. Раздел: Разновидности блогов и специфика каждой блог-платформы
3.1
Тема: Разновидности блогов и специфика каждой блог-
платформы. Изучение правил работы блогера
Теория: Изучение правил работы блогера, знакомство с разновидностями и
спецификами блогерских платформ.
Практика: Работа с интернет каналами. Самостоятельное изучение
блогерских платформ. Коллективное обсуждение результатов работы.
3.2
Тема: Краеведческий блогинг. Россия – Родина моя
11
Теория: Знакомство со спецификой блогерской платформы. Особенности
создания контента о своей стране.
Практика: Съёмка тематического блога.
3.3
Тема: Совместный проект с районной газетой «Заря»
Теория: Знакомство со спецификой работы газеты «Заря».
Практика: Съёмка тематического блога.
3.4
Тема: История создания музея
Теория: Знакомство со спецификой работы музея.
Практика: Съёмка тематического блога.
3.5
Тема: Видеорепортаж «Ветераны труда Октябрьского округа»
Теория: Знакомство с Ветеранами труда Октябрьского округа.
Практика: Создание видеорепортажа.
3.6
Краеведческий блогинг «Село, в котором я живу»
Теория: Изучение основ, необходимых для создания блогинга о своем селе.
Практика: Съёмка тематического блога.
4. Раздел: Психологические основы работы в сети
4.1
Тема: Особенности ведения диалога с незнакомыми людьми
Теория: Знакомство с понятиями диалог, коммуникация. Психологические
основы общения.
Практика: Игра «Отгадай кто я». Самостоятельная работа в социальных
сетях.
4.2
Тема: Общение в блогах, решение конфликтов, границы
открытости
Теория: Знакомство с психологическими особенностями интернет-общения.
Общение в блогах, решение конфликтов, границы открытости.
Практика: Работа в парах. Практическое задание по решению конфликтных
ситуаций.
4.3
Тема: Стрессоустойчивость при работе в сети, как не
переоценить роль блогосферы в своей жизни
Теория: Знакомство с понятиями стресс и стрессоустойчивость.
12
Практика: Тренинг по профилактике стрессоустойчивости при работе в
сети. Игра по профилактике эмоционального выгорания.
5. Раздел: Монтаж ролика, работа с материалом. Технические основы
работы в сети. Использование дополнительных возможностей при монтаже
5.1 Тема: Концепция видеоролика. Подбор спецэффектов. Подбор аудио
сопровождения
Теория: Изучение видов видеороликов. Этапы создания видеоролика.
Изучение инструкции подбора спецэффектов. Создание видеоролика: съёмка и
постобработка, аудиосопровождение.
Практика: Проработка концепции видеоролика. Работа в группах:
подготовка
материала
для
видеоролика,
съёмка
ролика,
оформление
видеоролика. Коллективное обсуждение результатов.
5.2 Тема: Строение сюжета. Телесценарий. Сценарный план
Теория: Знакомство с программами для обработки фотографий. Знакомство
с Photoshop. Интерфейс Photoshop, основы обработки фото.
Практика: Работа в программе Photoshop, обработка фото, создание
коллажа.
5.3 Тема: Типичные ошибки при записи видео для блога
Теория: Знакомство с Youtube. Обозначение формата роликов для Youtube.
Практика: Работа в группах. Подготовка материала видеоролика для
Youtube.
5.4 Тема: Мастерство блогера: демонстрация достопримечательностей
села
Теория: Знакомство с методами управленческого влияния на аудиторию.
Знакомство с понятиями и функциями сюжета, телесценария.
Практика: Работа в группах. Подготовка сценарного плана и телесценария.
Съёмка согласно подготовленному сценарию.
5.5 Тема: Создание краеведческого блогинга «Мой дом, мои соседи, мои
друзья»
13
Теория: Распределение обязанностей. Определение ролей и ответственных.
Составление сценария.
Практика: Съёмка видеоролика. Просмотр и монтаж отснятого материала.
Просмотр и оценка получившегося фильма. Деловая игра «Моя программа».
5.6 Тема: Использование дополнительных возможностей при монтаже.
Монтаж голоса и звука с использованием эффектов
Теория: Знакомство с дополнительными возможностями при монтаже.
Практика:
Съёмка
и
монтаж
видеоролика
с
использованием
дополнительных возможностей и эффектов. Просмотр и монтаж отснятого
материала.
6. Раздел. Создание собственного стиля
6.1
Тема: Мастерство публичных выступлений
Теория: Знакомство с видами речевой деятельности. Знакомство с понятием
«качества речевой деятельности».
Практика: Чтение скороговорок. Игра «Скажи, если сможешь». Публичное
выступление перед группой на свободную тему.
6.2
Тема: Мастерство блогера: игра со словом. Быть зрителем
ответственно
Теория: Изучение правил ведения диалога. Художественное слово – как вид
искусства. Знакомство с
Практика: Речевая практика. Подготовка речи. Выступление перед
зрителем.
6.3
Тема: Интервью. Виды и основные понятия
Теория: Изучение Основной части интервью: психология взаимодействия.
Виды интервью.
Практика: Работа в парах. Ролевая игра "Интервью". Самостоятельная
работа – «Возьми интервью у друга».
6.4
Тема: Обработка новых слов. Анализ текстов, взятых для
тренировки дикции, голоса, орфоэпии
14
Теория: Знакомство с новыми словами, основы дикции. Знакомство со
сценической речью.
Практика: Обработка новых слов. Речевые упражнения. Упражнения для
дикции. Выступление в группах. Оценка результатов.
6.5
Тема: Блог публичной личности: свобода и ограничения
Теория: Знакомство с целями, функциями и задачами блогера в
современном мире.
Практика:
Проектная
работа
«Блогер
-
хобби
или
профессия».
Выступление перед группой.
7. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов года. Коллективное обсуждение результатов.
Игра «Дерево достижений».
1.4 Планируемые результаты
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы
следующие результаты:
Личностные:
У обучающегося будет:
- сформировано чувство любви и привязанности к природным и культурным
ценностям родного края, чувство патриотизма, гражданственность;
- сформировано чувство уважения и бережного отношения к результатам
своего труда и труда окружающих;
- сформирована самостоятельность, инициативность, целеустремлённость.
Метапредметные:
У обучающегося будут развиты:
- культура поведения в различных ситуациях общения – коммуникативная
культура: умение общения в коллективе, команде, малой группе; умение
коммуницировать при решении общих поставленных задач, достижении
поставленных целей;
- познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
15
- критическое мышление обучающихся через освоение исследовательской и
проектной деятельности;
- наблюдательность, организаторские способности.
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
- основные правила сбора и обработки информации;
- основы деятельности СМИ;
- особенности съемочного процесса и видеомонтажа;
- базовые инструменты работы в программах видеомантажа.
Обучающиеся будут уметь:
- подготовить и представить свои сюжеты на конкурсах и фестивалях;
- составлять вопросы для интервью, опроса, анкетирования, тексты для
выступления перед камерой; вести беседу, брать интервью, вести работу в кадре;
- оценивать поступки героев своих публикаций, репортажей и героев
художественных произведений по категориям этики и эстетики, выражать свою
точку зрения;
- создавать видеоролики и видеоблоги (информационные, развлекательные,
документальные сюжеты и фильмы) в специальных монтажных программах,
создавать фоторепортажи с мероприятий.
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной программы
Занятия по данной программе проводятся в просторном, хорошо
освещенном помещении, которое отвечает всем установленным санитарногигиеническим требованиям:
1) посадочные
места
(ученические
обучающегося);
2) техническое обеспечение:
16
столы
и
стулья
на
каждого
1. компьютер, экран, акустическая система, медиа проектор;
2. интернет;
3. беспилотный летательный аппарат DJI Mini Fly More Combo;
4. фото и видеоаппаратура.
В
рамках
реализации
программы
предусматривается
материально-
техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации
программы
и
достижения
заявленных
результатов
освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебно- методическое и информационное обеспечение
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения
на основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Список литературы и источников, используемый на занятиях
1.
Зверева Н.: Я говорю - меня слушают: Уроки практической
риторики, М: Изд. Альпина Паблишер, 2021.
2.
Журавлёва Т.: Мои газетные публикации, с. Покровка, 2014.
3.
Гусев В.: Восточный дурман.
4.
Здесь начинается Родина. Приморский край с «Владивосток Авиа»,
- Владивосток, 2002.
17
5.
Край открытый миру. Приморский край/Редактор-составитель А.П.
Миханев – Красноярск: Изд-во «Платина», 2008
Электронные ресурсы
1.
Чернова Е.В. Психологические особенности Интернет-общения.
[Электронный
ресурс] URL: https://studme.org/388755/bzhd/psihologicheskie_osobennosti_interne
t_obscheniya (11.10.2023 г.).
2.
Создание
видеоролика.
[Электронный
ресурс] URL:
https://www.soldis.ru/ourvision/detail/sozdanie-videorolika/ (05.12.2023 г.).
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
В начале учебного года проводится вводный (контроль начального уровня
подготовки детей), текущий контроль (в течение учебного года, постоянно),
промежуточная аттестация (контроль уровня знаний, проводящийся в
середине учебного года) и итоговый (контроль степени усвоения программы
обучения в целом) контроль.
Контроль уровня усвоения знаний проводится по мере прохождения
ключевых тем и разделов программы и включает в себя такие формы как
выполнение различного вида практических работ, опросы, беседы.
Опросы – эффективный вид контроля, который позволяет установить
прочную связь педагога с обучающимися и узнать их мнение о программе и
направлении, что в дальнейшем поможет улучшить продуктивность занятий.
Виды опросов
Анкетирование
Свободный
Устный
Письменный
Стандартизированный.
Важной формой контроля/аттестации являются проект и практическая
работа.
18
Проект – это цепочка задач, которые необходимо выполнить для получения
определенного результата (контента, продукта).
Практическая работа - практический метод обучения, предполагающий
освоение обучающимися способов действий, выполнение практических приемов
исследовательской деятельности. Особый вид практических работ составляют
занятия на компьютере, в видео и аудио редакторах.
Обычно проверка знаний осуществляется в форме беседы, в результате
которой выясняется уровень знания теории. Главным критерием оценки является
степень участия каждого обучающегося в создании видеороликов (возможные
варианты: от подготовки отдельного сюжета до разработки, монтажа и выпуска
авторского блога). В конце года составляется своеобразный рейтинг каждого
студийца: сколько им подготовлено сюжетов; передач; интервью; количество
публикаций в СМИ и социальных сетях; в каких массовых мероприятиях,
организованных или обслуживаемых МБУ ДО ЦДТ, принимал участие, и какие
получил отзывы от педагогов, зрителей, представителей средств массовой
информации и т.п. Подобная практика создает в коллективе здоровую
конкуренцию и стимулирует весь коллектив к достижению новых вершин в
творчестве.
Итоговый контроль проводится в мае в связи с особенностями реализации
программы.
2.3 Методические материалы
Обучение
строится
в
форме
занятий
на
местности,
экскурсий,
соревнований, практических занятий, походов, экспедиций, творческих
мероприятий.
Одним из новых развивающихся направлений туристско-краеведческой
деятельности, в последние годы, стала поисково-исследовательская работа,
связанная с изучением мест воинской славы времен Великой отечественной
войны, охраной мемориалов, участием в вахтах памяти.
Программой предусмотрено выполнение большого спектра практических
заданий, целью выполнения которых является получение законченного
19
результата. В течение учебного года учащимся прививаются прикладные навыки
работы в профессиональных компьютерных программах и работа с фото-видео
техникой.
Для эффективного решения поставленных в программе задач применяются
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, метод
проектов), чаще всего в различных сочетаниях. В ходе подготовки и реализации
проектов обучающиеся получают навыки:
- формулировать проблемы, гипотезы и задачи исследования;
- выбирать методы работы;
- искать и анализировать нужную информацию;
- презентовать результаты проекта;
- работать в команде;
- организовывать своё время и др.
Активно используется интерактивный метод – диалоговое обучение, в ходе
которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося; учащихся
друг с другом.
Учебный план составлен согласно технологическим этапам производства
видеоблогов: от идеи до реализации. В результате такой коллективной работы
ребята на практике, помогая друг другу, учатся снимать настоящие
телевизионные сюжеты, делать интересные репортажи.
В процессе практических занятий каждый видеоматериал, видеоблог,
фоторабота, созданные учащимся, подлежат обсуждению, разбору допущенных
ошибок и методов их устранения.
Формы проведения занятий:
- практическое;
- теоретическое (лекция, беседа);
- конкурс;
- мастер-класс;
- творческая работа;
- защита (презентация) проекта;
20
- деловая игра;
- круглый стол;
- дискуссия,
- экскурсия.
Программа включает воспитательную работу, направленную на сплочение
коллектива,
участие
и
освещение
культурно
массовых
мероприятий
Октябрьского муниципального округа.
Дидактический материал включает: таблицы, плакаты, картины,
фотографии,
раздаточный
материал,
видеозаписи,
аудиозаписи,
мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и т.п.
Инструкция по технике безопасности для детей
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся,
занимающихся в классе.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и
выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения;
- при включении приборов ТСО;
- при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не
отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
21
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО.
5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет
по указанию педагога в организованном порядке.
2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью.
3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить
педагогу.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приводить своё рабочее место в порядок.
2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога.
3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину.
22
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
36
Количество учебных дней
72
Продолжительность
учебных периодов
1 полугодие
02.09.2024 - 28.12.2024
2 полугодие
08.01.2025 - 30.05.2025
Возраст детей, лет
12-13
Продолжительность занятия, час
2
2 раз\нед
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час
144
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
Период
проведения
сентябрь
2
октябрь
3
ноябрь
4
декабрь
5
февраль
6
март
7
апрель-май
Направление
Мероприятие
безопасность
Беседа: День солидарности в борьбе
жизнедеятельности
с терроризмом
социальное
Игровая программа «День отца»
воспитание
формирование
Беседа «Алкоголь и курение – враги
культуры здоровья
растущего организма»
гражданскоИнтеллектуальная викторина
политическое
«Знатоки конституции»
воспитание
социальное
Профилактическая беседа «Ловкие
воспитание
сети», посвященная Всемирному
дню безопасного интернета
художественноМероприятие, посвященное
эстетическое
Международному женскому дню
воспитание
гражданскоМероприятия, посвящённые 80
патриотическое
годовщине победы в ВОВ
воспитание
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю, М:Изд. РуДа, 2020.
2. Жунусбек М.: Искусство разговаривать. 10 простых шагов. Как увлекать и
убеждать слушателей, М: Изд. Интеллектуальная Литература, 2021.
3. Зверева Н.: Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики, М: Изд.
Альпина Паблишер, 2021.
4. Левченко В.Н., Ломоносова В.С. Когда цветёт лотос, Владивосток : Дальнаука,
2018.
5. Нильсен В.: Изобразительное построение фильма. Теория и практика
операторского мастерства, СПб: Изд. Прометей, 2018.
6. Нельсон Д.: Как брать интервью. Искусство задавать правильные вопросы и
получать содержательные ответы, М: Изд. Азбука-Бизнес, 2020.
24