Школа КВН

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы.
Программа

«Школа

КВН»

предполагает

создание

условий

для

самореализации и саморазвития личностных качеств, для становления социальноактивной личности. Развитие социальной активности и организаторских навыков
подростков происходит через их участие в организации игровых, конкурсных,
развлекательных программ.
КВН (клуб весёлых и находчивых) – это уникальное средство просвещения,
эстетического воспитания и организации продуктивного досуга подростков и
молодёжи. Подростки в процессе занятий учатся взаимодействию, дисциплине,
ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний.
Программа предоставляет возможность подросткам свободно выражать своё
творческое начало, делать это грамотно, используя социально-приемлемые формы.
КВН

–

это

форма

общения,

поэтому

способствует

развитию

коммуникативных способностей, способности к анализу и осмыслению событий,
процессов и явлений.
Востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно,
вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение актуальной проблемы,
точно и понятно для всех формулировать его, вызвать к нему интерес
соответствующих лиц и делать их своими единомышленниками.
Безусловно, в каждом учебном предмете есть установки на мыслительный
процесс. Но выделено ли мышление в отдельный учебный предмет, позволяющий
выстроить свое поведение в каждой конкретной ситуации. Восполнить этот
недостаток поможет программа дополнительного образования подростков «Школа
КВН».
Программа призвана обеспечить ряд профилактических мер по коррекции
поведения подростков, активно содействует развитию творческих способностей
школьников, учит их осознавать значимость своей деятельности.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
2

Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: стартовый.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 13-15 лет Октябрьского муниципального
округа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа строится в соответствии с психофизическими закономерностями
возрастного развития. Объём требований и нагрузок, предъявляемых подростку в
процессе

занятий,

способствует

оптимизации

занятий,

повышению

эффективности.
Определена индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу
обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 недель, 144 часа).
Формы обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: набор в группы носит добровольный
характер, осуществляется на основе заявления родителя (законного представителя)
и мотивации к обучению в данной предметной области. Принимаются все
желающие дети без конкурсного отбора.
Обучение по программе носит развивающий характер, предполагает набор
теоретических и практических занятий, адаптированный для средней возрастной
категории обучающихся, что является фактором формирования разновозрастных
групп градацией от 13 до 15 лет.
Наполняемость групп – от 12 до 15 человек.
Группы формируются на основе возрастных особенностей и без учёта ранее
приобретённых навыков.
Режим занятий:
Занятия по программе на протяжении всего курса обучения проводятся:
3

для детей 13-15 лет –

2 раза в неделю по 2 академических часа.

Продолжительность академического часа 40 минут; в год – 144 часа.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие коммуникативных навыков и навыков публичных
выступлений подростков 13-15 лет Октябрьского муниципального округа через
игру КВН.
Задачи программы:
Воспитательные:


воспитывать чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки;



создать мотивацию к познанию нового и интересного материала.



формировать у учащихся установку на уважение каждой личности, ее

понимание, одобрение, поддержку и доброжелательность;
Развивающие:


развить аналитические способности учащихся в формировании собственных

суждений в ходе реализации программы;


способствовать раскрытию и утверждению социальных качеств личности.



содействовать развитию творческих возможностей учащихся;

Обучающие:


познакомить с историей КВН-ого движения;



обучить механизму создания команды;



обучить пониманию прав и обязанностей участников, распределить их по

функциональным группам;


обучить требованиям игр, правилам конкурсов;



обучить пониманию условий создания шутки, написания сценария;



обучить выявлению зависимости подготовки и выступления команды;



познакомить с редактированием речевых высказываний;



рассмотреть ролевые, деловые и психологические игры, имитирующие

реальные жизненные ситуации;


познакомить с приемами решения и составления коммуникативных,

логических, психологических и этических задач;
4



выработать умения анализировать выступления команды, формулировать

объективную оценку полученных результатов.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название темы

1

Вводное
организационное занятие
Сценическая грамота

6

3

3

9

3

6

Зачет

Работа над сценарным
материалом

50

10

40

Разработка

24

3

21

Монолог

5

Репетиционная
деятельность
Общение

16

8

8

6

Игровая деятельность

15

3

12

Зачет по
сценической речи
Сценарный план
игры

7

Предметная практика
Итого

24
144

30

24
114

2
3

4

Количество
часов
Теория Практика

Всего

Формы
аттестации
/контроля
Коммуникативный
тест

сценария

Выступление

Содержание учебного плана
1.Раздел: Вводное организационное занятие.
Теория: КВН – игра, театр, соревнование.
Практика: Диагностика творческих способностей. Разработка имиджа
команды.
2. Раздел: Сценическая грамота.
Теория: Сценическое действие, действия с предметами. Сценическое
действие, действие в предлагаемых обстоятельствах.
Практика: Этюды-импровизации, взаимодействие на сцене, сюжетные
этюды.
3. Раздел: Работа над сценарным материалом.
5

Теория: Специфика жанров КВН: приветствие, разминка, СТЭМ, домашнее
задание. Способы получения информации: личные наблюдения, работа с газетами,
журналами, ТВ. Понятие комического в литературе, анекдот как литературный
жанр и жанр фольклора.
Практика: Разработка сценарного плана выступления. Отработка роли в
сценарном плане. Защита сценарного плана.
4. Раздел: Репетиционная деятельность
Теория: Залог успеха репетиции.
Практика: Проигрывание отдельных эпизодов. Проигрывание миниспектаклей (приветствие, домашнее задание). Проигрывание мини-спектаклей с
включением музыки, оформления.
5. Раздел: Общение
Теория: Виды общения. Формирование навыков группового взаимодействия.
Эмоции человека, умение управлять ими. Речевая культура, техника речи
(дыхание, интонирование, дикция).
Практика: Отработка навыка группового взаимодействия. Отработка
эмоциональной разминки. Сценические постановки.
6. Раздел: Игровая деятельность.
Теория: Виды игр. Организация игр.
Практика: Составление плана игры. Отработка навыка ведение игры. Пробная
игра.
7. Раздел: Предметная практика.
Практика: Участие в играх КВН. Итоговая аттестация. Выступление в
концертах. Участие в новогодних представлениях. Промежуточная аттестация.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будет развито:
- чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимовыручки;
- мотивация к познанию нового и интересного материала.
6

- установки на уважение каждой личности, ее понимание, одобрение,
поддержку и доброжелательность.
Метапредметные результаты
У обучающегося будет развито:
- аналитические способности в формировании собственных суждений в ходе
реализации программы;
У обучающегося будет наблюдаться:
- раскрытие и утверждение социальных качеств личности;
- развитие творческих возможностей.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- об истории и развитии КВНовского движения;
- способы, приемы и механизмы создания команды;
- специфику, требование и тактику выступления перед публикой.
Обучающиеся будут уметь:
- создавать команду из игроков и грамотно распределять функциональные
обязанности;
- создавать шутки, писать сценарии.
Обучающиеся будут владеть:
- навыками проводить рефлексию по следам собственной деятельности;
- навыками

решения

и

составления

коммуникативных,

логических,

психологических и этических задач;
- навыками

анализа

выступления

команды,

навыком

формулировать

объективную оценку полученных результатов.
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы.
Материально-техническое

обеспечение

общеобразовательной программы
7

дополнительной

- Наличие учебного кабинета, отвечающего современным

требованиям к

учебному кабинету, его оснащению и оборудованию, сценическая площадка.
- Ноутбук.
- Колонки.
- Проектор.
- Экран для проектора.
Учебно- методическое и информационное обеспечение
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения на
основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№ 1726-р;
- Письмо

Министерства

образования

и

науки

РФ

от

18.11.2015 г.

№ 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ;
- Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
- Устава Учреждения, другими локальными актами.
Список литературы для педагога
1.
Аносова Л.П. Эталоны речевого мышления. Вопросы психологии,
1985, № 2.
2.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. М.:, 1988.
3.
Вазина К. Коллективная мыследеятельность. М.:, 1990.
4.
Зазерский Е.Я., Соломоник А.Г. Организация и методика клубной
работы. – М., 1975.
8

5.
6.
1994.
7.

Иванова С.Ф. Искусство диалога. Пермь:, 1992.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М.:,
Князьков А.А. Техника речи и подготовка голоса. М.:, 1988.

Список литературы для учащихся
1.
Воронова Е.А. Мы начинаем КВН! Ростов-на-Дону, 2004.
2.
Ворошилов В.Я. Феномен игры. М.:, 1982.
3.
Побединская Л.А. Праздник для друзей: Сборник сценариев. М.:,
1999.
4.
Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. –
Ростов-на-Дону, 2004.
5.
Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых библиотек.
Вып. 2// под ред. Н.И. Быковой. М.:, 1996.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Реализация программы предполагает следующие формы аттестации/ контроля:
коммуникативный тест - это тест, который требует от обучающихся
выполнения аутентичных заданий, которые являются реалистичным отражением
опыта специалиста в сфере его профессиональной деятельности;
зачет - проверочное испытание и отметка в мониторинговой таблице о его
прохождении;
разработка сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс,
включающий периоды накопления информационно-содержательного материала,
формирования замысла, написания драматургического произведения;
монолог - речь действующего лица пьесы, в отличие от диалога, обращённая к
самому себе или к зрителям;
сценарный план игры – это перечень эпизодов с кратким описанием их
содержания, указанием направленности художественного, документального и
реального материала; это наброски предстоящего дела;
выступление - это особая форма речевой деятельности в условиях
непосредственного общения, выступление, адресованное определенной аудитории.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся такие виды контроля как:
9

- входной (замер стартового уровня развития обучающихся);
- текущий (выполнение индивидуальных заданий практической части);
- промежуточная

аттестация

(тестирование,

анализ

и

самоанализ

результатов).
Диагностика достижения результатов
Основными результатами деятельности являются:


достижения обучающихся в области КВН;



результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на

выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
популярность



культурных

образцов,

производимых

учащимися

в

молодежной среде.
Методы отслеживания прогресса в достижении результатов:


результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного,

краевого и всероссийского уровней;


тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;



тестирование изменения ценностных ориентаций.

Механизм оценки результатов:
 организаторских

умений: по результатам участия команды в организации

мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки участников
объединения, педагогов, специалистов.
 личностного

роста: на основе творческой самооценки, оценки участников

объединения, педагогов, специалистов.
Диагностики:
1.
«Диагностика уровня творческой активности учащихся» (методика
М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)
2.

«Самооценка» (методика М.И. Рыжкова, Ю.С. Тюнникова)

3.

«Изучение социализированности личности учащихся» (методика М.И.

Рожкова)
4.

«Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива»

(методика О.В. Лишина)
10

5.

«Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся»

(методика Р.В. Овчаровой)
6.

«Мы - коллектив? Мы - коллектив. Мы - КОЛЛЕКТИВ!» (методика

М.Г. Казакиной)
Результат аттестации может фиксироваться на 4-х уровнях:
- минимальный,
- базовый,
- повышенный,
- творческий.
Характеристика уровней
минимальный – обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел
предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил
задач, поставленных перед ним педагогом;
базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную
программу, свободно ориентируется в изученном материале;
повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету
КВН; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям,
принимает участие в конкурсах, выставках городского уровня и выше;
творческий

-

обучающийся

выполняет

программу,

дополнительно

самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности в КВН,
стабильно участвует в конкурсах, выставках, фестивалях, занимает призовые
места.
Признаки
Раскрепощение
на сцене,
снятие зажимов.
Публичное
выступление

Раскрытие
творческих
способностей,

Минимальный
Движение
в
пространстве.
Выполнение
задания,
упражнения
в
присутствии
одногруппников,
не стесняясь
Сосредоточение
на
выполнении
задания. Умение

Базовый
Выполнение
упражнения
присутствии
постороннего
человека

Повышенный
Выполнение
в этюдов, заданий
в
заданном
ритме. Выйти на
сцену
в
массовке

Творческий
Участие
в
театрализации,
концертном
номере и т.д.

Выполнение
Участие в 2-3 Участие
в
этюдов
на игровых
театрализации,
заданную тему
программах,
концерте,
11

развитие
потенциала
Развитие
эмоциональной
сферы.

взаимодействие
с
коллективом,
партнерами
Сценическая
речь. Раскрытие
голосовых
возможностей
детей

слушать
и
повторять
Умение выражать Выражение
эмоции
лицом, эмоций,
руками, тело
испытываемых
при
соприкосновении
с
окружающим
миром
Плохое общение, Обычное общение
без участия в
жизни коллектива

концертах

Хорошее
взаимодействие

Повышенный
интерес
к
окружающим

Знать
2-3
трудноговорки, 35
специальных
артикуляционных
упражнений,
простейшие
дыхательные
упражнения

Правильно
произносить
звуки.
Знать
упражнения на
голосовое
общение
с
партнером.
Уметь
построить
с
партнером
диалог

Логико
–
грамматически
правильно
построить
диалог
с
партнером на
заданную тему.
Уметь
удерживать в
памяти цепочку
слов связанных
и не связанных
по смыслу

Уметь
произносить 2-3
скороговорки,
знать
простые
артикуляционные
упражнения

спектакле

Уметь описать Сыграть
1-2
эмоции героя
характерные
роли

Протокол проведения итоговой (промежуточный) аттестации воспитанников
Год обучения

Минимальный
уровень
(кол-во / %)

Базовый
уровень
(кол-во / %)

Повышенный
уровень
(кол-во / %)

1- й

2.3 Методические материалы
Средства обучения
1.

Интернет.

2.

Телевидение.

3.

Печатные издания.

4.

Методические указания педагога.

5.

Обмен опытом с другими КВНщиками.

Концептуальная база программы
12

Творческий
уровень
(кол-во / %)

Программа состоит из тематических блоков с цикличным учебным планом,
что позволяет воспитаннику пополнять знания по темам, при этом вспоминая и
закрепляя пройденный материал.
Подросток идет в творческое объединение с мотивацией на участие в
альтруистической деятельности, которую ведет группа.
Вступление в объединение осознается подростком не только как средство
получения образовательного продукта (знаний, умений, навыков), но и как способ
участия в общем деле, в общей работе, значимость которой в глазах подростков
достаточно высока. Организация этой общей работы строится на принципах:


Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так, что

полученные теоретические знания сразу закрепляются на практике;


Принцип системности и последовательности – содержание учебного

процесса строится по определенной логике, порядке, системе;


Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности

в своих силах;


Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с

различными видами искусства;


Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных

возможностей и способностей каждого ребенка;


Принцип

сотрудничества

участников

образовательного

процесса

и

доступность обучения;


Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и

развития с одной стороны, системности с другой.
Команды «Школы КВН» выступают как первичные группы объединения,
вследствие чего строятся как «неформальные структуры».
Эти группы являются первой испытательной средой для индивидуального и
коллективного

творчества

ее

членов,

для

общения

и

определения

взаимоотношений в группе. Организация взаимодействия команд строится на
основе коллективного планирования объединения (игры, фестивали, концерты и
т.д.)
13

Характер деятельности каждой команды может варьироваться в зависимости
от творческих и психологических параметров ее членов.
Образовательный потенциал объединения основывается на систематическом
апробировании и анализе результатов работы команд по итогам выступлений в
турнирах или на концертах.
Занятия проводятся в группах и индивидуально. На групповых занятиях
используются лекции, беседы, тренинги, интеллектуальные упражнения, встречи,
репетиции и т.п. Индивидуальные занятия включают в себя собеседования в
поисках нужной информации, консультации по разумности и целесообразности
элементов выступлений, консультации по оценке игр.
Работа с родителями включает в себя:


демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его

особенностями;


предъявление условий, соблюдение которых позволит подросткам успешно

освоить предлагаемые требования;


регулярную

демонстрацию

талантов

воспитанников

(концерты,

выступления, игры КВН и т.д.)
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность
учебных периодов

1 полугодие

02.09.2024-28.12.2024

2 полугодие

08.01.2025-30.05.2025

Возраст детей, лет

13-15

Продолжительность занятия, час

2
2 раз\нед

Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час

144

2.5 Календарный план воспитательной работы
14

№

Мероприятие

Направление
деятельности

Дата
проведения

Ответственный

СЕНТЯБРЬ
1.

День тигра на Дальнем
востоке.

Экологическое
воспитание

24 сентября

Педагогорганизатор.
Педагоги ЦДТ

20 октября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

22 ноября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

ОКТЯБРЬ
2.

Научноразвлекательное
мероприятие
«Электробезопасность»

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

НОЯБРЬ
3.

Игровая программа,
посвященная Дню матери

Духовнонравственное
воспитание
ДЕКАБРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Геркин Е.Д. Креативность- залог успеха подростков: уч.пособие. М: Изд-во
ЭКСМО, 2019.
2. Евграшкина Т.В. Клуб веселых и находчивых. Идеи, замыслы, реальность:
методическое пособие. М: Изд-во РОСМЭН, 2020.
3. Соколов И.Т. Развитие коммуникативных навыков у подростков //
Общество и жизнь. 2020. N 12-2.
4. Федоров И.М. Левое и правое полушарие. Креативность и талант: уч.
пособие. М: Изд-во ЭКСМО, 2019.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».