РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа базируется на современных
требованиях к системе образования, способствует развитию личности ребенка,
формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует
обучение игре в шахматы.
Шахматы – это эффективное средство для умственного развития. Процесс
обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию
мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учат ребенка запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они
содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость,
внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность,
изобретательность и др.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат,
знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре,
узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по
шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный
материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей.
Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом из всего обилия шахматного материала
отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие
детей материал.
На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и
искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных
викторинах, конкурсах и турнирах.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения – стартовый.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения - очная.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 6-7 лет,
посещающих дошкольные образовательные учреждения с. Покровка.
Объем и срок освоения ДООП.
Продолжительность образовательного процесса - 72 часа в год.
Срок реализации программы – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор в объединение происходит по желанию детей, имеет свободный,
добровольный характер. Формирование групп в соответствии с возрастными и
физиологическими особенностями детей.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально – технической базы.
2
Занятия носят коллективный, групповой характер, работа в парах; иногда –
индивидуальная работа либо с одарёнными детьми, либо с замкнутыми,
отстающими детьми.
Объединение имеет постоянный состав, количество обучающихся в группе
12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Для дошкольников: 2 раза в неделю по 1 ак. часу.
Один академический час – 30 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у детей 6-7 лет, посещающих
дошкольные
образовательные
учреждения
с.
Покровка
целостного
представления о шахматах и шахматной игре.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать
целеустремленность,
волю,
организованность,
коммуникабельность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
Развивающие:
Развивать все сферы мышления: память, внимание, наблюдательность,
воображение.
Развить умения логически рассуждать, просчитывать свои действия,
предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию
внимания, находить нестандартные решения;
Развить умение
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности.
Обучающие:
Обучить основополагающим принципам ведения шахматной партии.
Изучить основные шахматные понятия.
Изучать эффективное использование основных приемов шахматной игры.
Обучить использованию полученных знаний в процессе игровой практики
за шахматной доской.
3
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
1.1
Задачи
и
цели
объединения. Инструктаж
по технике безопасности.
Шахматная доска и
шахматные фигуры.
Шахматная доска.
1
0.5
0.5
9
4
5
-
2
1
1
Устная
проверка
знаний.
2.2
Шахматные фигуры.
Ценность
шахматных
фигур.
5
2
3
2.3
Ходы фигур.
2
1
1
3
Шахматные понятия.
20
7
13
Устная
проверка
знаний.
Игра.
Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.
Зачёт.
-
3.1
Что такое шах, мат и пат.
4
1
3
Тестирование.
Защита.
8
2
6
Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.
3.3
Рокировка.
2
1
1
Наблюдение.
Тестирование.
3.4
Проходная пешка.
2
1
1
Устная
проверка
знаний.
3.5
Ничья.
2
1
1
Тестирование.
2
2.1
Количество часов
Всего
Теория Прак
тика
1
0.5
0.5
3.2
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
4
Нотация.
2
1
1
Устная
проверка
знаний.
Шахматная партия.
38
8
30
-
4.1
Шахматный дебют.
8
1
7
Наблюдение.
Зачёт.
4.2
Детский мат.
4
1
3
Устная
проверка
знаний.
4.3
Миттельшпиль.
6
1
5
Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.
4.4
Эндшпиль.
6
1
5
Устная
проверка
знаний.
4.5
Шахматная комбинация.
14
4
10
Внутригруппо
вые
соревнования.
5
Участие в
турнирах,
подведение итогов.
4
0.5
3.5
Внутригруппо
вые
соревнования.
72
20
52
-
3.6
4
Итого часов:
Содержание учебного плана
1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Задачи и цели объединения. Инструктаж по технике
безопасности.
Теория: Обсуждение задач и цели кружка. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
2. Раздел: Шахматная доска и шахматные фигуры.
2.1 Тема: Шахматная доска.
5
Теория: Поле боя и войско. Изучение шахматной доски. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение
горизонталей и вертикалей, полей.
Практика: Название шахматных полей. Работа с демонстрационной доской.
Игровая практика.
2.2 Тема: Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.
Теория: Начальная позиция фигур на шахматной доске. Белые и черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Достижение материального перевеса.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Игровая практика.
2.3 Тема: Ходы фигур.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь
любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.
Работа со слайдами.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Ходы и взятие
фигур. Игровая практика.
3. Раздел: Шахматные понятия.
3.1 Тема: Что такое шах, мат и пат.
Теория: Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах».
Что такое пат? Что такое мат?
Практика: Дидактическое задание «Мат или пат». Игровая практика.
3.2 Тема: Защита.
Теория: Способы защиты.
Практика: Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
3.3 Тема: Рокировка.
Теория: Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки.
Практика: Дидактическое задание «Рокировка». Игровая практика.
3.4 Тема: Проходная пешка.
Теория: Пешки – охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в
начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактическое задание «Проходная пешка». Игровая практика.
3.5 Тема: Ничья.
Теория: Варианты игры в ничью.
Практика: Игровая практика.
3.6 Тема: Нотация.
Теория: Что такое нотация?
Практика: Запись шахматной партии. Запись начального положения
шахматной партии.
4. Раздел: Шахматная партия.
4.1 Тема: Шахматный дебют.
Теория: Основные правила шахматного дебюта.
6
Практика: Игра «на мат» с первых ходов партии. Защита. Дидактические
задания «Защитись от мата». Игровая практика.
4.2 Тема: Детский мат.
Теория: Варианты детского мата.
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Миттельшпиль.
Теория: Основы миттельшпиля. Рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Практика: Игра в миттельшпиле.
4.4 Тема: Эндшпиль.
Теория: Основы эндшпиля Тактические приемы. Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной шах.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игра в
эндшпиле.
4.5 Шахматная комбинация.
Теория: Типы матовых комбинаций.
Практика: Игра с использованием матовых комбинаций. Игровая практика.
5. Раздел: Участие в турнирах, подведение итогов.
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Игровая практика.
1.4. Планируемые результаты
Личностные, у обучающихся будут сформированы:
- навыки коммуникабельности;
- навыки целеустремленности, организованности;
- уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Метапредметные, обучающиеся будет уметь:
- логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, находить
нестандартные решения;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные, обучающиеся будет знать:
- основополагающие принципы ведения шахматной партии.
- основные шахматные понятия: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой.
- эффективное использование основных приемов шахматной игры.
- как использовать полученные знания в процессе игровой практики за
шахматной доской.
7
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально - технической базы (наборы шахмат,
демонстративная доска).
Кабинет 34 кв.м., шкафы для методических пособий, дидактического и
выставочного материала, стол для педагога, столы для учащихся – 6 шт., стулья
14 шт.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: аудио, видео,
фото, интернет источники, литература: учебные пособия, справочные пособия,
наглядный материал и др.
3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Брусененко Л.И., имеющая высшее педагогическое образование (ДВГУ),
курсовую переподготовку в 2019 году.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы.
Результативность освоения обучающимися программы осуществляется
через различные формы отслеживания образовательных результатов.
Для исследования уровня усвоения обучающимися объема полученных
знаний, умений и навыков, эффективности обучения по программе проводятся
три вида контроля:
- вводный контроль: исследование знаний детей в начале года до начала
занятий (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа);
- промежуточный контроль: исследование уровня обученности детей в
середине учебного года (тест, практическое задание);
- итоговый контроль – конец учебного года (апрель-май) (тестирование на
знание теоретического материала, теоретическое и практическое итоговое
занятие).
Формы аттестации.
Используются следующие формы аттестации: педагогическое наблюдение,
игра, устная проверка знаний, тестирование, зачёт, участие в шахматных
турнирах.
Педагогическое наблюдение - одна из самых распространённых и
наиболее доступных форм аттестации. Наблюдение требует от исследователя
точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Наблюдая за
игрой детей, педагог выявляет ошибки обучающихся, степень усвоения
полученных знаний, умений и навыков.
Игра - одна из важнейших форм при проведении аттестации. Виды игр для
детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют
развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических
8
способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке,
учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый
план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно
соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды
дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит
для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Устная проверка знаний (устный опрос) — метод контроля,
позволяющий не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но
и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Но время
индивидуального опроса отвечает один ребёнок, остальные дети слушают его,
наблюдают за его действиями. Во время фронтального опроса организуется
беседа, в которую педагог включает всех детей. При этом происходит
непосредственный контакт педагога с детьми.
Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину
усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени педагог уточняет,
насколько вся группа усвоила основные представления об изучаемом материале
или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания,
устанавливать простейшие связи.
Тестирование позволяет объективно оценивать качество усвоения
полученных знаний, используя тесты. Тесты – это задание, состоящее из ряда
вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае
одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об
уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков
обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания
на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании
индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся
выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и
практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование).
Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах,
проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Участие в шахматных турнирах позволяет выявить победителей,
определить сильные и слабые стороны ребят, проанализировать ошибки и
сделать выводы.
Соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес
обучаемых к получению новых знаний, которые немедленно находят
практическое применение в шахматных партиях между детьми.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материалы анкетирования и тестирования, отзывы детей и родителей (законных
представителей).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностические и аналитические материалы по итогам проведения
диагностики, участие в шахматных турнирах, грамоты, дипломы, фото, статьи и
др.
9
2.3 Методические материалы
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа
по группам;
индивидуально-коллективная работа.
Основной методический прием – обучающий, практический семинар, на
котором дети имеют возможность задать вопрос педагогу и самостоятельно
решать посильные шахматные задачи.
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный
материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на
занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на
первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу
шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а
ферзь сильнее ладьи.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического
процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с
учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от
простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,
дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей,
интересов;
коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой
работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации
личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии,
решение задач);
сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение
педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
10
Проблемный
метод
предполагает
активизацию
самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного
мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности.
Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной
активности. Метод способствует формированию объективности самооценки,
критичности мышления.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
36
Количество учебных дней
72
Продолжительность
периодов
учебных
Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час
1
полугодие
02.09.202428.12.2024
2
полугодие
08.01.202530.05.2025
6-7
1
2 раз/нед.
72
11
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Направление
деятельности
Дата
проведения
Ответственный
25-29 сентября
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
20 октября
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
22 ноября
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
15-25 декабря
Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительного
образования.
15 января
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
14 февраля
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
СЕНТЯБРЬ
1.
Тематическая встреча с
инспектором ГИБДД
«Безопасность дорожного
движения»
Профилактика
правонарушений
ОКТЯБРЬ
2.
Научноразвлекательное
мероприятие
«Электробезопасность»
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
НОЯБРЬ
3.
Игровая программа,
посвященная Дню матери
Духовнонравственное
воспитание
ДЕКАБРЬ
4.
Акция «Новогодние
украшения своими
руками»
Художественноэстетическое
воспитание
ЯНВАРЬ
5.
Беседа «Осторожно
гололед» и «Оказание
первой помощи при
травмах».
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
ФЕВРАЛЬ
6.
Профилактическая
беседа «Ловкие сети»,
посвященная Всемирному
дню безопасного
интернета
Социальное
воспитание
МАРТ
12
7.
Всемирный женский
день
Художественноэстетическое
воспитание
1-6 марта
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
15-22 апреля
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
1-9 мая
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
АПРЕЛЬ
8.
Акция «Твори добро»,
посвященная Весенней
недели добра
Социальное
воспитание
МАЙ
9.
Мероприятия,
посвящённые 80
годовщине победы в
ВОВ.
Гражданскопатриотическое
воспитание
Список использованной литературы
1. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
2. Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
3. Костенюк А. Играй как я! Как стать гроссмейстером в 14 лет. г. Ростов-наДону. Изд-во: «Феникс-Т», 2020 г.
4. Шульман Б.Я. Шахматы для детей. М. Изд-во: «Солон-пресс», 2022 г.
13
Приложение 1
Первичная диагностика детей
Цель анкетирования - выяснить знание ребят о шахматах.
1. Слышал ли ты когда-нибудь об игре «Шахматы»?
1.да;
2.нет.
2. Умеешь ли ты играть в шахматы?
1.да;
2.нет;
3.нет, но хотел бы научиться.
3. Шахматы — это спортивное состязание?
1.да;
2.нет.
4. Какую страну считают родиной шахмат?
5. Как называется игровое шахматное поле?
Мониторинг стартового уровня детей
Состояние начало года Возраст 6 - 7 лет
№ Список Элементарные Ориентировка Представление Умение
Итог
детей
знания об
на плоскости о шахматных
определять
игре
фигурах
начальное
положение
фигур
Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние первое полугодие Возраст 6 - 7 лет
№ Список Знание
Ход каждой «Взятие» Итог
Общий
детей
каждой
фигуры в
каждой
шахматной уровень
фигуры в
отдельности фигуры партии
отдельности
14
Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние второе полугодие Возраст 6 - 7 лет
№ Список Ход каждой Знание
Ценность Умение
детей
фигуры в
дебюта,
фигур
ставить
отдельности миттельшпиля,
шах и
эндшпиля
мат
Общий
уровень
Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Промежуточная аттестация.
Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2.
Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право
хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку,
за которой спрятана другая фигура.
5.
Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем
белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
15
Практические задания.
1.
Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил
педагог.
2.
Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить,
можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли
белая ладья убить слона?
3.
Умение ставить «шах».
Шах королю:
4.
Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:
5.
Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.
16