Шахматный клуб Белая ладья (7-9 лет)

РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа базируется на современных
требованиях к системе образования, способствует развитию личности ребенка,
формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует
обучение игре в шахматы.
Шахматы – это эффективное средство умственного развития. Процесс
обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию
аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
Шахматы учат ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности. Они содействуют формированию таких
ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность,
терпеливость, собранность, изобретательность и др.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат,
знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре,
узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по
шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал,
основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости
каждой фигуры, ее игровых возможностей.
Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам
реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль
отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам
планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается
более доступный и максимально ориентированный на развитие материал.
Отличительные особенности. Поэтапное освоение обучающимися
программы, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те
этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Методика индивидуального подхода к каждому ребёнку при помощи
подбора заданий разного уровня сложности.
Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном
подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для
каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает
эффективность и результативность образовательного процесса.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения – базовый.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения - очная.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей образовательных
учреждений с. Покровки Октябрьского муниципального округа 7-9 лет.
Особенности организации образовательного процесса.
2

Набор в объединение происходит по желанию детей, имеет свободный,
добровольный характер.
Зачисление на второй год обучения по программе возможно на основе
собеседования с обучающимися, либо на основе результатов усвоения
программы первого года обучения.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально – технической базы и носят коллективный, групповой
характер, работа в парах; иногда – индивидуальная работа либо с одарёнными
детьми, либо с замкнутыми, отстающими детьми.
Объединение имеет постоянный состав, количество обучающихся в группе
– 12-15 человек.
Продолжительность образовательного процесса определяется на
основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом
возрастных особенностей учащихся:
- первый год обучения - 72 часа в год, второй год обучения - 144 часа в год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
1 раз в неделю по 2 ак. часа для детей 1 года обучения, 2 раза в неделю по
2 ак. часа для детей 2 года обучения.
1ак. час – 35 мин – для детей до 8 лет, 1 ак. час – 40 мин – для детей 8-9
лет.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся 7-9 лет образовательных
учреждений с. Покровки Октябрьского муниципального округа целостного
представления о шахматах и шахматной игре, через овладение навыками
шахматной игры.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать
целеустремленность,
волю,
организованность,
коммуникабельность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
Развивающие:
Развивать все сферы мышления: память, внимание, наблюдательность,
воображение.
Развить умения логически рассуждать, просчитывать свои действия,
предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания,
находить нестандартные решения;
Развить умение
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности.
Обучающие:
Обучить основополагающим принципам ведения шахматной партии.
Обучить основным шахматным понятиям.
Изучать эффективное использование основных приемов шахматной игры.
3

Обучить использованию полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Все Теор Практи
го
ия
ка
2
1.5
0.5

Формы
аттестации/
контроля
-

1

Вводное занятие.

1.1

Задачи и цели клуба.
Знакомство
с
детьми.
Инструктаж по технике
безопасности.
Знакомство с шахматной
доской и шахматными
фигурами.
Шахматная доска.

2

1.5

0.5

Наблюдение,
игры.
Зачёт.

8

3

5

-

2

1

1

Устная
проверка
знаний.

2.2

Шахматные фигуры.
Ценность
шахматных
фигур.

2

1

1

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.

2.3

Ходы фигур.

4

1

3

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний

3

Шахматные понятия.

20

13

-

3.1

Что такое шах, мат и пат.

4

1

3

Тестирование.

Защита.

8

2

6

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.

Рокировка.

2

1

1

Наблюдение.
Устная

2

2.1

7

3.2

3.3

4

проверка
знаний.
3.4

Проходная пешка.

2

1

1

Устная
проверка
знаний.

3.5

Ничья

2

1

1

Тестирование

3.6

Нотация

2

1

1

Устная
проверка
знаний

Шахматная партия.

38

30

-

4.1

Шахматный дебют.

8

1

7

Тестирование.

4.2

Детский мат.

4

1

3

Тестовые
задания.

4.3

Миттельшпиль.

6

1

5

Наблюдение.
Устная
проверка
знаний.

4.4

Эндшпиль.

6

1

5

Устная
проверка
знаний.

4.5

Шахматная комбинация.

14

4

10

Наблюдение.
Внутри
групповые
соревнования.

5

Участие в
турнирах,
подведение итогов.

4

0.5

3.5

Внутри
групповые
соревнования.

72

20

4

Итого часов:

8

52

Содержание учебного плана 1 года обучения
5

1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Задачи и цели клуба. Знакомство с детьми. Инструктаж по
технике безопасности.
Теория: Знакомство с объединением. Беседа. Что такое шахматы? Развитие
шахмат. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по
шахматам.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
2. Раздел: Знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами.
2.1 Тема: Шахматная доска.
Теория: Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение
горизонталей и вертикалей, полей.
Практика: Название шахматных полей. Работа с демонстрационной доской.
Игровая практика.
2.2 Тема: Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.
Теория: Начальная позиция фигур на шахматной доске. Белые и черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Достижение материального перевеса.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Игровая практика.
2.3 Тема: Ходы фигур.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь
любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.
Работа со слайдами.
Практика: Расстановка фигур перед шахматной партией. Ходы и взятие
фигур. Игровая практика.
3. Раздел: Шахматные понятия.
3.1 Тема: Что такое шах, мат и пат.
Теория: Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах».
Что такое пат? Что такое мат?
Практика: Дидактическое задание «Мат или пат». Игровая практика.
3.2 Тема: Защита.
Теория: Способы защиты.
Практика: Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
3.3 Тема: Рокировка.
Теория: Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки.
Практика: Дидактическое задание «Рокировка». Игровая практика.
3.4 Тема: Проходная пешка.
Теория: Пешки – охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в
начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактическое задание «Проходная пешка». Игровая практика.
3.5 Тема: Ничья.
6

Теория: Варианты игры в ничью.
Практика: Игровая практика.
3.6 Тема: Нотация.
Теория: Что такое нотация?
Практика: Запись шахматной партии. Запись начального положения
шахматной партии.
4. Раздел: Шахматная партия.
4.1 Тема: Шахматный дебют.
Теория: Основные правила шахматного дебюта.
Практика: Игра «на мат» с первых ходов партии. Защита. Дидактические
задания «Защитись от мата». Игровая практика.
4.2 Тема: Детский мат.
Теория: Варианты детского мата.
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Миттельшпиль.
Теория: Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть
в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Практика: Игра в миттельшпиле.
4.4 Тема: Эндшпиль.
Теория: Основы эндшпиля Тактические приемы. Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной шах.
Практика: Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игра в эндшпиле.
4.5 Шахматная комбинация.
Теория: Типы матовых комбинаций.
Практика: Игра с использованием матовых комбинаций. Игровая практика.
5. Раздел: Участие в турнирах, подведение итогов.
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Игровая практика.
Учебный план 2 года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие.

1.1

Знакомство с
содержанием программы.
План работы на год.
Инструктаж по технике
безопасности. Правила
поведения в помещении и
на улице.
Организационные
вопросы.

Количество часов
Все Теор Прак
го
ия
тика
2
1.5
0.5

Формы
аттестации/
контроля
-

2

Наблюдение,
игры.
Зачёт.

1.5

0.5

7

2

Тактика.

48

16

32

-

2.1

Тактика «Жареной
печени».

4

1

3

Устная проверка
знаний.

2.2

Жертва фигуры.

8

3

5

Устная проверка
знаний.

2.3

Отвлечение.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

2.4

Связка.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

2.5

Двойной удар.

4

1

3

Тестирование.

2.6

Вскрытая атака.

4

2

2

Наблюдение.
Зачёт.

2.7

Удаление защитника.

6

2

4

Тестирование.

2.8

Мат на вертикалях G и H.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

2.9

Вилка.

4

1

3

Тестирование.

2.10

Завлечение.

6

2

4

Наблюдение.
Зачёт.

3

Стратегия.

24

16

-

3.1

Пешечная структура.

8

2

6

Тестирование.

Избавление
фигур.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

3.2

3.3

от

плохих

Контроль за центром.

8

8

3.4

Защита короля.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

3.5

Использование ладьи.

2

1

1

Тестирование.

3.6

Атака ферзя.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

3.7

Развитие

2

1

1

Тестирование.

Дебют.

22

16

-

4.1

Открытые дебюты.

8

2

6

Наблюдение.
Устная проверка
знаний.

4.2

Закрытые дебюты.

8

2

6

Тестовые
задания.

4.3

Полуоткрытые дебюты.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

5

Эндшпиль.

20

7

13

-

5.1

Пешечные эндшпили.

10

4

6

Внутри
групповые
соревнования.

5.2

Маневрирование королей.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

5.3

Ладейные эндшпили.

4

1

3

Тестирование.

6

Консультационные
партии.

8

4

4

-

6.1

Анализ партий.

8

4

4

Наблюдение.
Зачёт.

7

Решение
задач.

6

2

4

-

7.1

Провести
решения задач.

6

2

4

Наблюдение.
Зачёт.

4

шахматных
конкурс

6

9

8

Шахматный кодекс.

4

1

1

Тестирование.

9

Участие в турнирах.

8

2

8

Внутри
групповые
соревнования.
Муниципальный
шахматный
турнир.

2
144

47.5

2
96.5

10
Итоговое занятие
Итого часов:

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Знакомство с содержанием программы.
Теория: План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в помещении и на улице. Правила дорожного движения.
Организационные вопросы.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
2. Раздел: Тактика.
2.1Тема: Тактика «Жареной печени».
Теория: Эффективность этой тактики. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.2 Тема: Жертва фигуры.
Теория: Использование различных жертв фигур. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.3 Тема: Отвлечение.
Теория: Что такое отвлечение? Отвлечение - заставить фигуру противника
покинуть своё место, на котором она выполняла важные функции по защите.
При отвлечении обычно жертвуют фигуру или пешку, чтобы получить
преимущество.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.4 Тема: Связка.
Теория: Определение связки. Связка - когда фигура соперника нападает на
вашу фигуру, которая заслоняет собой другую вашу фигуру.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.5 Тема: Двойной удар.
Теория: Определение двойного удара. Двойной удар - это когда делая ход
одновременно нападают на две фигуры, или пешки, или поля. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.6 Тема: Вскрытая атака.

10

Теория: Вскрытая атака - это обычная тактика, которая происходит, когда
одна фигура уходит и обнажает атаку другой фигуры позади неё. В комбинациях
уходящая фигура обычно приносится в жертву с шахом.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.7 Тема: Удаление защитника.
Теория: Удаление защитника - это обычная шахматная тактика, используемая
для выигрыша материала в шахматах. Важно, чтобы ваши фигуры были
защищены. Однако существуют способы удаления защитников вашего
противника, которые оставляют другие фигуры открытыми для атаки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.8 Тема: Мат на вертикалях G и H.
Теория: Без преувеличения можно сказать, что могущественный ферзь даёт
большинство матов. Если ваш оппонент сделал рокировку на королевский фланг,
матовая атака вашего ферзя обычно будет запущена по линиям g или h, прямо в
сторону вражеского короля. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.9 Тема: Вилка.
Теория: Когда одна фигура атакует две или более фигур одновременно, это
называется вилкой. Когда вы делаете вилку на фигуры, сопернику может быть
трудно защитить все их сразу. Каждая фигура на доске может делать вилку, даже
пешки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.10 Тема: Завлечение.
Теория: Что такое завлечение? Завлечение - это ход, который заставляет
фигуру или пешку соперника встать на “плохое” поле, чтобы потом
использовать её неудачное расположение.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.Раздел: Стратегия.
3.1 Тема: Пешечная структура.
Теория: Основные принципы шахматной стратегии. Пешечная структура.
Практика: Игровая практика.
3.2 Тема: Избавление от плохих фигур.
Теория: Основные принципы. Определение плохих фигур, не являющих на
ход игры.
Практика: Игровая практика.
3.3 Тема: Контроль за центром.
Теория: Почему важно контролировать центр.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
3.4 Тема: Защита короля.
Теория: Различные способы защиты короля.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
3.5 Тема: Использование ладьи.
Теория: Различные способы использования ладьи.
Практика: Игровая практика.
3.6 Тема: Атака ферзя.
Теория: Значение ферзя в шахматной игре.
11

Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
3.7 Тема: Развитие.
Теория: Что такое развитие.
Практика: Игровая практика.
4.Раздел: Дебют.
4.1 Тема: Открытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели открытых дебютов.
Практика: Игровая практика.
4.2 Тема: Закрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели закрытых дебютов
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Полуоткрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов.
Практика: Игровая практика.
5.Раздел: Эндшпиль.
5.1 Тема: Пешечные эндшпили.
Теория: Типичные позиции.
Практика: Игровая практика.
5.2 Тема: Маневрирование королей.
Теория: Активность короля.
Практика: Игровая практика.
5.3 Тема: Ладейные эндшпили.
Теория: Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Важнейшие
ресурсы защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или
энергичные продвижения имеющейся проходной. Примеры ладейных
эндшпилей с лишней пешкой, примеры позиций, где у одной из сторон лучше
пешечные расположения или лучшее положение короля.
Практика: Игровая практика.
6.Раздел: Консультационные партии.
6.1 Тема: Анализ партий.
Теория: Провести консультационные партии.
Практика: Провести анализ сыгранных партий.
7.Раздел: Решение шахматных задач.
7.1 Тема: Провести конкурс решения задач.
Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов.
Практика: Решают комбинационные примеры и задачи с определением
времени на каждое задание.
8.Раздел: Шахматный кодекс.
8.1 Тема: Шахматный кодекс.
Теория: Необходимость соблюдения каждым шахматистом, независимо от
его квалификации, нравственно-этических норм. Знакомство с шахматным
кодексом РФ, международными правилами ФИДЕ. Системы проведения
соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.
Практика: Игровая практика.
9.Раздел: Участие в турнирах.
9.1 Тема: Шахматный турнир.
12

Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Провести турниры внутри группы, турниры между группами.
Участие в муниципальных шахматных соревнованиях.
10.Раздел: Итоговое занятие.
Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся. Определить
дальнейшие планы.
1.4. Планируемые результаты
Личностные, у обучающихся будут сформированы:
- навыки коммуникабельности;
- навыки целеустремленности, организованности;
- уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Метапредметные, обучающиеся будет уметь:
- логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, находить
нестандартные решения;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные, обучающиеся будет знать:
- основополагающие принципы ведения шахматной партии.
- основные шахматные понятия: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой.
- эффективное использование основных приемов шахматной игры.
- как использовать полученные знания в процессе игровой практики за
шахматной доской.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально - технической базы (наборы шахмат, демонстративная
доска).
Кабинет 34 кв.м., шкафы для методических пособий, дидактического и
выставочного материала, стол для педагога, столы для учащихся – 6 шт., стулья
14 шт.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: аудио, видео,
фото, интернет источники, литература: учебные пособия, справочные пособия,
наглядный материал и др.
13

3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Брусененко
Л.И., имеющая высшее педагогическое образование (ДВГУ), курсовую
переподготовку в 2019 году.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы.
Результативность освоения обучающимися программы осуществляется через
различные формы отслеживания образовательных результатов.
Для исследования уровня усвоения обучающимися объема полученных
знаний, умений и навыков, эффективности обучения по программе проводятся
три вида контроля:
- вводный контроль: исследование знаний детей в начале года до начала
занятий (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа);
- промежуточный контроль: исследование уровня обученности детей в
середине учебного года (тест, практическое задание);
- итоговый контроль – конец учебного года (апрель-май) (тестирование на
знание теоретического материала, теоретическое и практическое итоговое
занятие).
Формы аттестации.
Используются следующие формы аттестации: педагогическое наблюдение,
игра, устная проверка знаний, тестирование, зачёт, участие в шахматных
турнирах.
Педагогическое наблюдение - одна из самых распространённых и наиболее
доступных форм аттестации. Наблюдение требует от исследователя точной
фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Наблюдая за игрой
детей, педагог выявляет ошибки обучающихся, степень усвоения полученных
знаний, умений и навыков.
Игра - одна из важнейших форм при проведении аттестации. Виды игр для
детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют
развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических
способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке,
учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый
план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно
соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды
дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит
для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Устная проверка знаний (устный опрос) — метод контроля, позволяющий
не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же
поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Но время
индивидуального опроса отвечает один ребёнок, остальные дети слушают его,
наблюдают за его действиями. Во время фронтального опроса организуется
беседа, в которую педагог включает всех детей. При этом происходит
непосредственный контакт педагога с детьми.
14

Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину
усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени педагог уточняет,
насколько вся группа усвоила основные представления об изучаемом материале
или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания,
устанавливать простейшие связи.
Тестирование позволяет объективно оценивать качество усвоения
полученных знаний, используя тесты. Тесты – это задание, состоящее из ряда
вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае
одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об
уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков
обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания
на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании
индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся
выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и
практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование).
Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах,
проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Участие в шахматных турнирах позволяет выявить победителей,
определить сильные и слабые стороны ребят, проанализировать ошибки и
сделать выводы.
Соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес
обучаемых к получению новых знаний, которые немедленно находят
практическое применение в шахматных партиях между детьми.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материалы анкетирования и тестирования, отзывы детей и родителей (законных
представителей).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностические и аналитические материалы по итогам проведения диагностики,
участие в шахматных турнирах, грамоты, дипломы, фото, статьи и др.
2.3 Методические материалы
Формы организации работы в коллективе:
- работа по группам;
- индивидуальная работа;
- коллективная работа.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса,
основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с
учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от
простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,
дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей,
интересов;
15

- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой
работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации
личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии,
решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом
темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный
метод
предполагает
активизацию
самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления
и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности.
Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности.
Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности
мышления.
Список литературы для педагога
1. Гурвич А.С. Этюды. // Физкультура и спорт. 2018.
2. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
1. Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочие программы: уч.
пособие для общеобразовательных организаций. М.: Изд-во «Просвещение»,
2017.

16

3. Сокольский А.П. Внимание, ловушка! М.: Изд-во «Русский Шахматный
Дом»,2017.
Список литературы для обучающихся
1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. М.: Изд-во «Терраспорт», 2000.
2. Авербах Ю. Л. Школа середины игры. М.: Изд-во «Терра-спорт», 2001.
3. Владимиров Я. Г. 1000 приключений на шахматной доске. М.: Изд-во «АСТ»,
2007.
4. Губницкий, С.Б. Новый полный курс шахмат для новичков и не очень
опытных игроков. М.: Изд-во «Астрель», 2010.
5. Калиниченко Н. М. Шахматная тактика: начальный курс. М.: Изд-во «ФАИРПРЕСС», 2008.
6. Карпов А. Е. Все о шахматах. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2001
7. Пожарский В. А. Школа шахмат. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс, 2008.
8. Эстрин Я. Б. Шахматные дебюты: полный курс. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС»,
2006.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

36

72

1 полугодие

02.09.202428.12.2024

02.09.202428.12.2024

2 полугодие

08.01.202530.05.2025

08.01.202530.05.2025

Возраст детей, лет

7-8

8-9

Продолжительность занятия, час

2

2

Режим занятия

1 раз/нед.

2 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

72

144

Продолжительность
учебных периодов

2.5 Календарный план воспитательной работы
17

№

Мероприятие

Направление
деятельности

Дата
проведения

Ответственный

03 сентября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

СЕНТЯБРЬ
1.

2.

Беседа, День
солидарности в борьбе с
терроризмом
Тематическая встреча с
инспектором ГИБДД
«Безопасность дорожного
движения»

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
Профилактика
правонарушений

25-29 сентября

ОКТЯБРЬ
3.

Научноразвлекательное
мероприятие
«Электробезопасность»

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

20 октября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Профилактика ЗОЖ

1 ноября

Духовнонравственное
воспитание

22 ноября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

НОЯБРЬ
4.

5.

Беседа «Алкоголь и
курение – враги
растущего организма»
Игровая программа,
посвященная Дню матери

ДЕКАБРЬ
6.

7.

Интеллектуальная
викторина «Знатоки
конституции»
Акция «Новогодние
украшения своими
руками»

Гражданскопатриотическое
воспитание
Художественноэстетическое
воспитание

12 декабря
15-25 декабря

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительного
образования.

ЯНВАРЬ
8.

9.

Беседа «Осторожно
гололед» и «Оказание
первой помощи при
травмах».
Тематическая встреча с
просмотром кинофильма,
посвященная Дню снятия
блокады Ленинграда

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

15 января

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Гражданскопатриотическое
воспитание

25 января

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

ФЕВРАЛЬ
18

Профилактическая
беседа «Ловкие сети»,
посвященная Всемирному
дню безопасного
интернета
Конкурсная программа
11.
«Курс молодого бойца»,
посвященная Дню
защитника отечества
10.

Социальное
воспитание

14 февраля

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Гражданскопатриотическое
воспитание

21 февраля

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

1-6 марта

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

МАРТ
12.

Всемирный женский
день

13.

Мероприятие,
посвященное
Всемирному дню театра

Художественноэстетическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание

27 марта

АПРЕЛЬ
14.

День космонавтики

15.

Акция «Твори добро»,
посвященная Весенней
недели добра

Гражданскопатриотическое
воспитание
Социальное
воспитание

5-10 апреля
15-22 апреля

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

МАЙ
Мероприятия,
посвящённые 80
годовщине победы в
ВОВ.
Беседы о правилах
17.
поведения на воде
16.

Гражданскопатриотическое
воспитание

1-9 мая

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Профилактика
правонарушений

30 мая

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Список использованной литературы
1. Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения. Методическое
пособие. М. Изд-во: «Вако», 2021 г.
2. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
3. Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
19

4. Костенюк А. Играй как я! Как стать гроссмейстером в 14 лет. г. Ростов-наДону. Изд-во: «Феникс-Т», 2020 г.
5. Шульман Б.Я. Шахматы для детей. М. Изд-во: «Солон-пресс», 2022 г.

Приложение 1
Входной мониторинг уровня знаний обучающихся
( начало года) Возраст 7 – 9 лет
№ Списо Элементарны
к детей е знания об

Ориентировк
а на

Представлени
ео

Умение
определят

Общий
уровен
20

игре

плоскости

шахматных
фигурах

ь
ь
начальное
положение
фигур

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
(первое полугодие) Возраст 7 - 9 лет
№ Список Знание
Ход каждой «Взятие» Итог
Общий
детей
каждой
фигуры в
каждой
шахматной уровень
фигуры в
отдельности фигуры партии
отдельности

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
(второе полугодие) Возраст 7 - 9лет
№ Список Ход каждой Знание
Ценность Умение
детей
фигуры в
дебюта,
фигур
ставить
отдельности миттельшпиля,
шах и
эндшпиля
мат

Общий
уровень

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.

Промежуточная аттестация учащихся 1 года обучения:
Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
21

- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2.
Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право
хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за
которой спрятана другая фигура.
5.
Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем
белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1.
Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил
педагог.
2.
Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить,
можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли
белая ладья убить слона?

3.
Умение ставить «шах».
Шах королю:

22

4.
Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5.
Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

Приложение 2
Мониторинг усвоения образовательной программы обучающимися на
начало второго года обучения
Состояние первое полугодие Возраст 7 - 9 лет
№ Список Ход каждой Знание
детей
фигуры в
дебюта,

Ценность Умение
фигур
ставить

Общий
уровень
23

отдельности миттельшпиля,
эндшпиля

шах и
мат

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми второго года обучения образовательной
программы
Состояние второе полугодие Возраст 7 - 9 лет
№ Список Знание
детей
различных
видов
тактики

Знание
стратегии
игры

Способы Итог
защиты шахматной
партии

Общий
уровень

Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения
Теоретические задания.
1.
Знание «правила квадрата пешки».
«Правило квадрата пешки» - это…:
- если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём
ходе вступает в этот квадрат, то пешка задерживается;
- если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём
ходе вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя.
2. Знание «оппозиции».
«Оппозиция» - это…:
- это противостояние королей на нечетное количество клеточек;
- - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью
жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за
которой спрятана другая фигура.
3.
Знание классификации дебютов.
Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый,
закрытый):
Е4E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
D4 E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
24

E4 E6
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
4.
Знание понятия «дебют».
«Дебют» - это…:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
5.
Знание понятия «пешечный прорыв».
«Пешечный прорыв» - это…:
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью
жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за
которой спрятана другая фигура;
- это домик для короля.
Практические задания.
1.
Умение пользоваться «правилом квадрата».
Ходит ли черный король в квадрат пешки?

2. Умение пользоваться «правилом квадрата».
Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью:

3.
Умение разыгрывать дебюты.
Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке.
4.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара:

25

5.
Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения:

Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».