Раздел №1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Творчество для ребенка является одной из форм познания мира,
самовыражения, избавления от стресса и страха, отвлечения от негативных
эмоций. В творческом процессе ребенок делает важные открытия,
экспериментирует, создает что-то новое. Так же творческая деятельность
развивает воображение.
Но
для
занятий
творчеством,
ребенку
необходимо
обладать
определенными навыками работы с различными инструментами. Как
показывает практика, большой процент детей, приходящих из дошкольных
образовательных учреждений в первый класс, не обладают элементарными
навыками при работе с ножницами, стеками, кистью и др.
Практическая значимость данной программы направлена на развитие у
детей УУД, знаний, умений и навыков при работе с различными
инструментами и оборудованием, применяемыми в декоративно-прикладном
творчестве.
Кроме того, у детей развивается мелкая моторика, повышается
успеваемость детей в школе на уроках рисования и труда и др.
Направленность программы– художественная.
Язык реализации программы- государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Адресат программы – в объединение принимаются дети младшего
школьного возраста 7-9 лет с населенных пунктов расположенных на
территории Октябрьского муниципального округа. Группы формируются
согласно их возрасту, без какого-либо отбора и конкурса.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по программе проводятся в группе учащихся по 12 человек.
Форма обучения– очная.
2
Срок реализации программы – 2 года (2 модуля).
Программа предусматривает модульное обучение.
1 модуль – первый год обучения для обучающихся 7 - 8 лет.
2 модуль – второй год обучения для обучающихся 8 – 9 лет.
Зачисление на второй модуль (2-ой год обучения) обучающихся
осуществляется после освоения 1-го модуля, либо на основе собеседования с
обучающимся.
Объём программы – 288 часов = 2 модуля (1 модуль = 144 часа)
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
Продолжительность академического часа – 35 минут (для обучающихся
1-го класса с сентября по декабрь), с января - по 40 минут.
Для обучающихся 2-го класса – по 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся Октябрьского муниципального
округа основных навыков изобразительного и декоративно-прикладного
творчества, в процессе овладения элементарными приемами техники работы с
бумагой, деревом, красками, глиной.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус у обучающихся;
2.Пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
3. Воспитывать стремление преодолевать трудности;
4. Сформировать опыт общения и творческого взаимодействия в
коллективе;
Развивающие:
1. Развивать ассоциативное и образное мышление у детей;
3
2. Развивать у учащихся фантазию и творческое воображение;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Пробудить интерес к применению знаний, умений и навыков в
общественно-полезной работе: оформлении стенных газет, выставок,
праздничных вечеров и т.д.
Обучающие:
1. Учить навыкам создания рисунка, моделирования, лепки;
2.
Учить
правильно
использовать
художественные
материалы,
инструменты;
3. Учить правильной организации рабочего места и ухода за красками,
кистями, карандашами;
4.
Сформировать
у
обучающихся
понимание
правильной
последовательности в работе: замысел, эскиз, композиция, построение
рисунка, цвет, тон.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
№ Темы программы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
1
Вводное занятие
2
1
1
Беседа
2
Лепка из глины.
Основы лепки.
Методы лепки.
30
4
26
Практическая
работа
3
Лепка
из
соленого теста.
Основные
приемы работы с
тестом.
26
4
22
Практическая
работа
Виды росписи.
Построение
композиции.
22
4
Игра
2
4
20
Практическая
работа
Основы
элементов узора.
5
Виды рисунка.
Знакомство
с
нетрадиционным
и
техниками
рисования.
24
2
22
Участие в
выставке
6
Папье-маше.
Приемы работы с
бумагой.
10
2
8
Участие в
конкурсах
7
Лепка
из
пластилина.
Основы
и
методы лепки.
8
2
6
Практическая
работа
8
Декупаж.
Приемы
технологии
декупажа.
12
2
10
Практическая
работа
10
0
10
Выставки
и
9. Мероприятия
воспитательно–
познавательного
характера
ИТОГО:
Экскурсии
144
19
125
Содержание учебного плана 1-го года обучения
1. Вводное занятие:
Теория: Задачи и цели объединения. Техника безопасности и правила
проведения.
Инструменты и приспособления для работы с глиной и соленым тестом,
с разной техникой росписи и видами рисунка. План работы объединения
«Народная игрушка». Организационные вопросы.
Практика: Работа с инструментом и приспособлениями при работе с
глиной и соленым тестом. Лепка простых фигур.
5
2. Лепка из глины. Основы лепки. Методы лепки:
Теория:
Виды
народных
игрушек.
Основные
способы
лепки:
конструктивный, пластический и комбинированный, применяемые при
изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека.
Практика: Лепка филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.
Изготовление свистулек способом вытягивания из основной массы. Игрушки
– собачка, рыбка, сова, медвежонок, бусы и браслеты. Изготовление
рельефного подноса, лепка тарелочки и кружечки, сказочный домик.
3. Лепка из соленого теста. Основные приемы работы с тестом:
Теория: Основные правила лепки животных (плоской формы, объемной
формы), лепка цветов, листьев, звезд.
Практика: Лепка из соленого теста форм фруктов, животных, простых
цветов и листьев.
Изготовление новогодних поделок: шарики, звёздочки, фонарики.
4. Виды росписи. Построение композиции:
Теория:
Основы
полхово-майданской
росписи,
хохломы,
гжели,
городетской росписи. Правило построения композиции.
Практика: Прорисовка отдельных элементов (травка, ягодки, цветочки,
кайма и др.) Изготовление поделок к Пасхе: пасхальное яйцо, его роспись;
подставки для яйца.
Роспись разделочных досок, тарелок, матрешек, ложек, чайников и вазочек.
Понятие ритм и равновесие главного и деталей в круге.
5. Виды рисунка. Знакомство с нетрадиционными техниками
рисования:
Теория: Виды рисунка. Техники: акватинта, штамповка, трафаретный
рисунок, монотипии.
Практика: Рисование акварелью и гуашью при помощи ватных палочек,
штампов, пальчиков и т.д. Таких рисунков как: мышка, лягушка, бабочка,
6
полнолуние, рассвет, дом с приведениями, лодочка, осенний листопад и т.д.
Изготовление художественных открыток.
6. Папье-маше. Приемы работы с бумагой:
Теория: Изготовления посуды при помощи объемных шаблонов.
Технологии изготовления поделок.
Практика: Изготовление в технике папье-маше рамок для зеркал и
фотографий. Изготовление картин, тарелочки, пасхальное яйцо и т.д. с
помощью папье-маше.
7. Лепка из пластилина. Основы и методы лепки:
Теория: Покраска и способы лепки. Основные методы и приемы. Лепка
изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
Практика: Лепка из воздушного пластилина предметов посуды, панно,
магнитов на холодильник, объемных игрушек. Лепка из воскового пластилина
объемных игрушек к различным сказкам.
8. Декупаж. Приемы и технологии декупажа:
Теория: Виды декупажа, способы и приемы работы с данной техникой.
Основы композиции и аранжировки. Формирование навыков работы нужными
инструментами.
Практика: Изготовление кулонов, вазочек и открыток, магнитов на
холодильник. Роспись поделок акрилом и контурами.
9. Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Практика: Посещение тематических выставок. Экскурсии.
Учебный план 2-го года обучения
№ Темы программы
1
Вводное занятие
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
7
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
2
Лепка из глины.
Обжиг. Приемы
лепки.
30
4
26
Практическая
работа
3
Лепка
из
соленого теста.
Объемные
формы.
Элементы
на
плоскости.
26
4
22
Практическая
работа
4
Виды росписи.
Прорисовка
элементов.
22
2
20
Практическая
работа
5
Виды рисунка.
3Д-рисунок,
графика,
трафаретный
рисунок.
24
2
22
Участие в
выставке
6
Папье-маше.
Изготовление
композиций.
10
2
8
Участие в
конкурсах
7
Лепка
пластилина
Изучение
рельефа
барельефа.
8
2
6
Практическая
работа
12
2
10
Практическая
работа
10
0
10
Выставки
8
из
и
Декупаж.
Техники
на
различных
поверхностях.
9. Мероприятия
воспитательно–
познавательного
характера
ИТОГО:
Игра
Экскурсии
144
19
125
Содержание учебного плана 2-го года обучения
8
1. Вводное занятие:
Теория: Задачи и цели объединения. Техника безопасности и правила
проведения.
Инструменты и приспособления для работы с глиной и соленым тестом,
с разной техникой росписи и видами рисунка. План работы объединения
«Народная игрушка». Организационные вопросы.
Практика: работа с инструментом и приспособлениями при работе с
глиной и соленым тестом. Лепка простых фигур.
2. Лепка из глины. Обжиг. Приемы лепки:
Теория: Виды народных игрушек. Лепка с применением пластического и
конструктивного способов. Основы обжига.
Практика: лепка филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.
Изготовление свистулек из конусов. Игрушки – собачка, рыбка, сова,
медвежонок, бусы и браслеты. Изготовление рельефного подноса, лепка
тарелочки и кружечки, сказочный домик.
3. Лепка из соленого теста. Объемные формы. Элементы на
плоскости:
Теория: Основные правила лепки объемных изделий, лепка цветов при
помощи различных инструментов, листьев более сложной формы.
Практика: лепка из соленого теста форм фруктов, животных, цветов и
листьев.
Изготовление поделок: рамка для фотографии с фруктами, рыбачек,
сказочный домик, бабочка, пасхальный зайчик и т.д.
4. Виды росписи. Прорисовка элементов:
Теория: История народных промыслов. Основные приемы, оживка в
полхово-майданской росписи, хохломы, гжели, городетской росписи.
Практика: Прорисовка отдельных элементов (травка, ягодки, цветочки,
кайма и др.) Изготовление поделок к Пасхе: пасхальное яйцо, его роспись;
подставки для яйца.
9
Роспись разделочных досок, тарелок, матрешек, ложек, чайников и вазочек.
Понятие ритм и равновесие главного и деталей в круге, овале, квадрате.
5. Виды рисунка. 3Д-рисунок, графика, трафаретный рисунок:
Теория: Виды рисунка. Техники: при помощи трафарета, графика, 3Дрисунок, рисование по сырому.
Практика: Рисование акварелью и гуашью таких рисунков как: мышка,
лягушка, бабочка, полнолуние, рассвет, дом с приведениями, лодочка,
осенний листопад и т.д. Изготовление художественных открыток, постеров,
картинок, плакатов.
6. Папье-маше. Изготовление композиций:
Теория: Изготовления поделок на объемной форме, при помощи лепки
отдельных частей, на плоской основе.
Практика: Изготовление в технике папье-маше картин с помощью
налепных узоров, Пасхальные и новогодние композиции, объемные сувениры
и т. д.
7. Лепка из пластилина Изучение рельефа и барельефа:
Теория: Рельеф и барельеф.
Практика: Лепка из воздушного пластилина предметов посуды. Лепка из
воскового пластилина объемных игрушек к различным сказкам. Изготовление
панно, картин.
8. Декупаж. Техники на различных поверхностях:
Теория: Виды декупажа, способы и приемы работы с данной техникой на
разных поверхностях.
Практика: Изготовление кулонов, вазочек, шкатулок, разделочных досок
и открыток. Декупаж на бумаге, стекле, деревянной поверхности.
9. Мероприятия воспитательно-познавательного характера:
Практика: Посещение тематических выставок. Экскурсии.
1.4
Планируемые результаты
Личностные результаты
10
Обучающийся будет:
- обладать художественно-эстетическим вкусом в изобразительном и
декоративно-прикладном творчестве, оценивая свои творческие работы и
работы, представленные на выставках;
- организовывать творческую деятельность, согласно требованиям
педагога, преодолевать трудности и доводить работу до завершения;
Обучающийся получит навыки:
- общения и творческого взаимодействия в детском коллективе;
- как индивидуальной, так и групповой работы
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретет навык:
- ассоциативного и образного мышления в творческом процессе
Обучающийся
сможет
создать
народную
игрушку
на
основе
представлений и описаний предмета;
У обучающегося будут развиты:
- фантазия и творческое воображение, которые он сможет проявить при
нанесении рисунка на игрушку и проявить свою фантазию в других областях;
- мелкая моторика рук;
- навыки в оформлении стенных газет, тематических открыток.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- лепить из пластилина картинки на плоскости и в объеме по образцу;
- получать новые оттенки из основных цветов пластилина;
- лепить с натуры простые игрушки из целого куска глины, и соединяя
несколько деталей по образцу;
- ухаживать за красками, правильно использовать палитру, использовать
художественные материалы по назначению.
Обучающиеся будут знать:
- виды орнамента, и смогут сделать небольшой барельеф;
11
- особенности изготовления наиболее интересных и распространенных
образцов народной игрушки их глины.
Раздел№2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в котором
есть:
шкафы
для
хранения
материалов,
методических
пособий,
дидактического и выставочного материала, стол для педагога, столы для
учащихся, стулья, доска для рисования.
Из материально - технической базы необходимы: глина, картон,
ножницы, клей, карандаши, цветная бумага, проволока, пластилин, гипс,
тесьма, рамки для картин и панно, природные материалы, бросовые материалы
(коробки, пластиковые бутылки).
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
При освоении программы используются аудиоматериалы для развития
воображения и творческой фантазии у обучающихся. На отдельных занятиях
для детей предусмотрены видеоматериалы, это могут быть отрывки из
мультфильмов и сказок для того, чтобы обучающиеся могли выбрать
персонажа для изготовления его в определенной технике в рамках освоения
программы.
Используются различные наглядные источники: фото, картины, плакаты,
постеры.
Интернет-источники:
1. Инфоурок https://infourok.ru/
2. Педсоветsite@pedsovet.org
3. Радуга талантов mail@dtalants.ru
12
развития
4.Фонд
детского
и
юношеского
творчестваbelvoronart@gmail.com
Программа разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. От
30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025
года,
утвержденной
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29 мая 2015 года №996-р;
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28;
• Методических рекомендаций по составлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, утвержденных приказом
Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23а330.
Литература, используемая на занятиях:
1. Дубровская Н.В. Декупаж – оригинальные подарки своими руками.
Москва: Издательство АСТ, 2013.
2. Кабаченко С. Как слепить любое животное за 10 минут. Москва:
ЭКСМО, 2020.
3. КуксартБернадетт. Забавные животные из пластилина. Москва:
Русское слово, 2021.
4. Ращупкина С. Лепка из глины для детей. Развиваем руки и интеллект.
Москва: ЭКСМО, 2021.
13
5. Чурина Л.С. Украшения и подарки из соленого теста. Москва:
Издательство АСТ, 2013.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: текущий и промежуточный.
1.
Входной контроль не требуется;
2.
Текущий контроль (в процессе выполнения практических работ);
3.
Промежуточный контроль (участие в конкурсах и выставках);
4.
Итоговый контроль не требуется.
Текущий контроль:
Проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала,
включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий, оценка
своей работы. Каждый раздел программы закрепляется творческим заданием,
в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с
художественными
материалами,
самостоятельность
и
творческие
способности, приобретённые на практических и теоретических уроках.
Практическая работа - практический метод обучения, предполагающий
освоение
обучающимися
способов
действий,
определенных
техник,
выполнение практических приемов деятельности.
Промежуточный контроль:
Определяет степень освоения обучающимся определенных техник по
итогам изучения раздела, когда ребенок может принять участие в конкурсе или
выставке муниципального и регионального уровней.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из
числа его участников.
Выставка художественная – это публичный (как правило, временный)
показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей
со станковым искусством.
14
Участие в выставках и конкурсах очень важно в работе. Ребёнок вместе с
педагогом выбирает и готовит для выставки одну из лучших своих работ.
Эти формы контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть и
обсудить результаты своего труда, внести изменения в учебный процесс,
определить эффективность обучения по программе, создать хороший
педагогический климат в коллективе.
В качестве форм отслеживания и фиксации образовательных результатов
могут быть использованы готовые работы: поделки, картины, наброски.
В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных
результатов являются фотографии, дипломы и грамоты.
Ведутся мониторинговые исследования по:
1.
Сохранности контингента учащихся;
2.
Результатам
участия
в
творческих
конкурсах,
выставках,
фестивалях различного уровня;
3.
Кроме того, для определения имеющихся навыков работы с
бумагой и оценки результатов освоения программы, два раза в год проводятся
диагностические исследования – в форме наблюдения.
Наблюдение - это процесс сбора точной и объективной информации о
поведении и обучении детей.
2.3
Методические материалы
Основной формой занятий является практическая работа, где после
прослушивания теоретической части, дети приступают к изготовлению
работы под руководством педагога. Теоретическая часть занятия проводится в
форме беседы, сопровождаемой просмотром наглядных материалов в виде
репродукций произведений искусства, видовых сюжетов или рисунков
учащихся. Иногда занятие сопровождается просмотром видеофильмов,
презентаций, с использованием мультимедийного проектора, подготовленных
по теме занятия или материалов мультимедийных учебных курсов
15
образовательных программ. По окончании каждой практической работы
проводится их обсуждение с обучающимися.
Лучшие рисунки и поделки декоративно-прикладного творчества
регулярно участвуют в выставках и конкурсах. Помимо этого, в работе с
учащимися планируется посещение выставок и экскурсий в музеи.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы: шаблоны, стеки, соленое тесто, наглядное
пособие и т.д.;
-инструкционные карты по лепки из соленого теста;
-наглядный материал (иллюстрации, фотографии и т.п.);
- фото/видео материалы;
-образцы изделий на все занятия и т.п.;
Применяются
различные
методы
обучения:
объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения,
частично-поисковый.
В процессе практической работы большое внимание уделяется лепке.
Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его
мягкие, восковые формы, а также полимерная глина и соленое тесто.В работе
с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и
декоративная.
На занятиях используются нетрадиционные техники рисования.К таким
техникам относятся: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование
различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой,
углем,
точечное
рисование.Рисование
нетрадиционными
техниками
открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность
увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и
инициативу, выразить свою индивидуальность.
При освоении программы, обучающиеся знакомятся с разными видами
росписи и декупажа.
16
Декупаж – техника декорирования. В настоящее время декупаж – это
наклеивание картинок на различные поверхности и последующее закрепление
их лаком. С детьми мы используем клей ПВА.
Художественная роспись— искусство декорирования красками какойлибо поверхности. На занятиях с детьми изучаем основы полхово-майданской
росписи, хохломы, гжели и городетской росписи.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
индивидуальность, формирует эстетический вкус и даёт ребёнку возможность
рано приобрести опыт творческой самореализации.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
Продолжительность
1 полугодие
учебных периодов
2 полугодие
Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час (по модулям)
2 года (2 модуля)
1 год
2 год
36
36
72
72
02.09.2024 02.09.2024 –
28.12.2024
28.12.2024
08.01.202508.01.2025 30.05.2025
30.05.2025
7-8
8-9
2
2 раза/нед.
144
144
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1
Период
проведения
сентябрь
2
октябрь
3
ноябрь
Направление
деятельности
Экологическое
воспитание
Социальное
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
17
Мероприятие
День Тигра на Дальнем Востоке
Игровая программа «День отца»
Игровая программа, посвященная
Дню Матери
4
декабрь
5
февраль
6
март
7
апрель-май
Художественноэстетическое
воспитание
Гражданскопатриотическое
воспитание
Художественноэстетическое
воспитание
гражданскопатриотическое
воспитание
Акция «Новогодние украшения
своими руками»
Конкурсная программа,
посвященная Дню защитника
Отечества
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню
Мероприятия, посвящённые 80
годовщине победы в ВОВ
Список использованной литературы
1. Берит Ильдр, Филлип Шазо. Скульптура для начинающих. Тело
человека. М: АСТ, 2024. – 128 с.
2.
Кабаченко
С.
Большая
пластилиновая
книга
удивительных
приключений. М: ЭКСМО, 2021. – 128 с.
3. Кузьминова Ю. Школа лепки из полимерной глины. М: АСТ, 2024. –
160 с.
4. Ращупкина С. Лепка из глины для детей. Развиваем руки и интеллект.
М: ЭКСМО, 2021. – 112 с.
18
Приложение 1
Диагностический материал
Данный мониторинг поможет оценить предметные, метапредметные и
личностные результаты обучения учащихся.
Результаты
Критерий
Показатель
Предметные
результаты
уровень владения
терминологией в
области декоративноприкладного
творчества
степень понимания и
осознанности
применения в своей
речи терминов и
понятий
степень владения на
практике техниками и
приёмами
степень
целесообразности
применения приёмов и
техник в работе с
различными
материалами
Метапредмет
ные
результаты
Личностные
результаты
уровень
сформированности
навыков в области
декоративноприкладного
творчества
Форма
отслеживания
результата
наблюдение
наблюдение
наблюдение
количество поделок,
журнал, раздел
выполненных по
«Творческие
собственному замыслу и достижения»
для выставок
уровень развития
степень развития
наблюдение
фантазии и образного фантазии, мышления,
мышления,
воображения
воображения
уровень устойчивости количество посещённых
журнал
интереса к занятиям
занятий
уровень
сформированности
личностных качеств
активность участия в
выставках и конкурсах
портфолио
(по желанию
обучающегося)
уровень
сформированности
навыков
коллективного
взаимодействия
степень взаимодействия
и сотрудничества с
обучающимися
наблюдение
19
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели
Степень выраженности оцениваемого
показателя
Степень понимания и
осознанности применения в
своей речи терминов,
понятий и определений
1 - обучающийся овладел минимальным
набором понятий и определений, не испытывает
затруднений в понимании и применении
специальной терминологии
2 - обучающийся осознанно употребляет
специальную терминологию в построении
речевых формулировок с последующим
обоснованием применённого определения
Степень владения на
практике различными
техниками и приёмами
1 - обучающийся усвоил минимальный набор
приёмов, методов работы с различными
материалами
2 - обучающийся свободно владеет широким
диапазоном различных приёмов и методов
Степень целесообразности 1 - обучающийся затрудняется в выборе техник
применения приемов и
и приемов в работе с различными материалами
или использует одни и те же приемы
техник в работе с
различными материалами
2 - обучающийся не испытывает затруднений
при выборе оптимальных техник, свободно
комбинирует их между собой под свойства
конкретного материала
Степень развития
фантазии, образного
мышления
1 - обучающийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку, конкурс или не проявляет желания
изначально участвовать в конкурсных
мероприятиях
2 - обучающийся проявляет творческую и
публичную активность в плане участия в
выставках
Степень участия в
выставках и конкурсах
1 - обучающийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку, конкурс или не проявляет желания
изначально участвовать в конкурсных
мероприятиях
20
2 - обучающийся проявляет творческую и
публичную активность в плане участия в
выставках
Степень аккуратности при
изготовлении поделок
1 - обучающийся умеет организовать своё
рабочее место, но менее усидчив и менее
организован
2 - обучающийся проявляет активность,
терпение
Степень увлеченности
работой и
заинтересованности в
результате
1 - маршрут действий диктуется педагогом,
обучающийся мало проявляет инициативу
Степень взаимодействия,
сотрудничества с другими
обучающимися в
объединении
1 - коммуникативная культура не развита,
обучающийся не испытывает потребности в
тесном творческом общении с другими
обучающимися, не участвует в массовых
мероприятиях в объединении
2 - обучающийся ведёт творческий
самостоятельный поиск, нацелен на результат
2 - обучающийся обладает хорошими
коммуникативными способностями, легко идёт
на контакт, активно участвует в массовых
мероприятиях объединения, готов помогать и
работать совместно с другими обучающимися
Степень выраженности оцениваемого показателя:
«1» - не наблюдается, «2»- наблюдается
21