Народная игрушка 15-16 лет

Раздел №1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Данная программа рассчитана для детей подросткового возраста.
Исследования показали, что чем больше подростки занимаются творчеством,
или посещают культурные мероприятия (например, выставки или экскурсии),
тем меньше у них в будущем правонарушений и прочих проблем с
поведением. А если такие проблемы были ранее, то их уровень снижается.
Творческий потенциал является неотъемлемой частью развития любого
ребенка. Это способность мыслить нестандартно, находить новые решения и
выражать себя через искусство.
Учёные предполагают, что влияние искусства на поведение подростков
обусловлено двумя факторами. Во-первых, данные опросов и других
научных работ показывают, что чем больше творчества в жизни подростка —
тем лучше у него развит навык самоконтроля. Во-вторых, участие в
культурной жизни может развивать эмпатию и уровень самооценки.
Таким образом можно сказать, что творческое мышление оказывает
положительное воздействие на все сферы жизни человека: Отвлекает от
негативных эмоций, снижает уровень стресса и агрессии. Помогает в
решении трудных задач, усвоении большого объема информации. Помогает
пониманию себя самого: своих желаний, потребностей, способностей и
предпочтений.
Направленность программы – художественная.
Язык реализации программы– государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – базовый.
Форма обучения– очная.
Адресат программы – в объединение принимаются дети старшего
школьного возраста 15 -16 лет с населенных пунктов, расположенных на
территории Октябрьского муниципального округа. Группы формируются без
какого-либо отбора и конкурса.
2

Программа рассчитана на различные социальные группы:
- работа с ослабленными, отстающими детьми, с нарушением
коммуникативных способностей, замкнутыми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию (СРЦ);
- с детьми «группы риска», трудными, с девиантным поведением;
- с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по программе проводятся в группе учащихся по 12 человек.
Срок реализации программы – 1 год
Объём программы – 144часа;
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся Октябрьского муниципального
округа, основных навыков изобразительного и декоративно-прикладного
творчества, в процессе овладения элементарными приемами техники работы
с бумагой, деревом, красками, глиной.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус у обучающихся;
2. Пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
3. Воспитывать стремление преодолевать трудности;
4. Сформировать опыт общения и творческого взаимодействия в
коллективе;
Развивающие:
1. Развивать ассоциативное и образное мышление у детей;
2. Развивать у учащихся фантазию и творческое воображение;
3

3. Пробудить интерес к применению знаний, умений и навыков в
общественно-полезной работе, например,участие в выставках.
Обучающие:
1. Учить навыкам создания эскиза, рисунка, композиции;
2. Учить основам моделирования, лепки;
3.

Учить

правильно

использовать

художественные

материалы,

инструменты;
4. Учить правильной организации рабочего места и ухода за красками,
кистями, карандашами;
5.

Сформировать

у

обучающихся

понимание

правильной

последовательности в работе: замысел, эскиз, композиция, построение
рисунка, цвет, тон.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№

Темы,
разделы
программы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации и
контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа

2

Лепка из глины.
Скульптура.
Керамика.

30

4

26

Практическая
работа

3

Лепка из соленого
теста.

26

4

22

4

Виды росписи

22

2

20

Практическая
работа
Зачет
Практическая
работа

5

Виды рисунка

24

2

22

Участие в
выставке

6

Папье-маше

10

2

8

Участие в
конкурсах

4

7

Лепка
пластилина

8

9.

из

8

2

6

Практическая
работа

Декупаж

12

2

10

Мероприятия
воспитательно–
познавательного
характера

10

0

10

Практическая
работа
Зачёт
Выставки

ИТОГО:

144

Экскурсии
19

125

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие:
Теория:Задачи и цели объединения. Повторение правил охраны труда и
техники безопасности. Организационные вопросы.
Практика: работа с инструментом и приспособлениями при работе с
глиной и соленым тестом. Способы работы с глиной.
2.Лепка из глины:
Теория: Лепка посуды разными приемами (при помощи жгутов,
пластилин, на цилиндрических болванках), история керамики. Гравировки
при помощи различных приспособлений. Основы скульптуры. Налепные
узоры различными способами.
Практика: лепка посуды, сувениров, оберегов.
3. Лепка из соленого теста:
Теория: Лепка объемных игрушек и композиций с разными приемами.
Изготовление различных панно, подсвечников, валентинок, новогодних
игрушек. Праздники и традиции русского народа, народов РФ, малых
народностей Дальнего Востока, народов мира.
Практика:

Изготовление

панно

ко

дню

учителя.Изготовление

новогодних игрушек. Изготовление валентинок.Сувениры к праздникам: 23

5

Февраля, 8 Марта. Цветы.Изготовление и украшение пасхального яйца
(сложный орнамент).
4. Виды росписи:
Теория: роспись посуды, шкатулок, разделочных досок, подарочных
коробочек, матрешек элементами палехской росписи,

хохломы

с более

усложненными элементами.
Практика: Самостоятельное составление цветного узора

и выбор

техники росписи для украшения подносов, тарелок, разделочных досок.
5. Виды рисунка:
Теория: картины стиле поп-арт.( обработка фотографии, подбор палитры
цветов, изготовление трафаретов)
Практика: оформление картин, постеров (портрет мамы, мой пушистый
друг, любимый киногерой) и др.
6. Папье-маше:
Теория: изготовление игрушек из бросового материала (коробочки,
фольги и др.), открытки – сувениры с сюрпризом, объемные цветы (букеты),
пасхальные яйца из папье – маше.
Практика: декор бумажной массой орнаментом различных шкатулок,
банок, картин. Создание декоративных композиций из объемных элементов.
7. Лепка из пластилина:
Теория: составление композиций.
Практика: Лепка кулонов, браслетов, колец, подвесок, брелков,
магнитов. Лепка панно с применением различных технологий.
8. Декупаж:
Теория: Объемный декупаж с применением различного декора
(кракелюр, скорлупа, поталь, скульптурная паста и т.д.).
Практика: Изготовление панно, панно- часы, шкатулки, вазы: «
Весенний букет», « Сакура», « Ветка сирени» и т.д.
9. Мероприятия воспитательно – познавательного характера:

6

Практика: участие в выставках детских работ поквартально, участие в
районах и краевых выставках декоративно – прикладного творчества.
Подведение итогов работы объединения за четверть, за год. Поощрения,
награждения лучших детей. Рекомендации по самостоятельной работе.
1.4

Планируемые результаты

Личностные результаты
У обучающегося будет:
- привит художественно-эстетический вкус;
- привит интерес к изобразительному и декоративно-прикладному
творчеству;
- воспитано стремление преодолевать трудности;
- сформирован опыт общения и творческого взаимодействия в
коллективе;
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретет навык:
- работы с бросовым материалом;
У обучающегося будут развиты:
- фантазия и творческое воображение;
- образное и абстрактное мышление;
- стремление к участию в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- техникам пластелинографии;
- получать новые оттенки из основных цветов пластилина;
- лепить с натуры, усложняя их в техническом и художественном
отношении;
- самостоятельно составлять композиции из природного и бросового
материала.
Обучающиеся будут знать:

7

- виды орнамента, и смогут сделать барельеф, самостоятельно
«сочинять» свой узор;
- как составить эскиз, рисунок и композицию на заданную тему;
- особенности изготовления наиболее интересных и распространенных
образцов народной игрушки их глины: дымковской, филимоновской.
Раздел№2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в котором
есть:

шкафы

для

хранения

материалов,

методических

пособий,

дидактического и выставочного материала, стол для педагога, столы для
учащихся, стулья, доска для рисования.
Из материально - технической базы необходимы: глина, картон,
ножницы, клей, карандаши, цветная бумага, проволока, пластилин, гипс,
тесьма, рамки для картин и панно, природные материалы, бросовые
материалы (коробки, пластиковые бутылки).
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
При освоении программы используются аудиоматериалы для развития
воображения и творческой фантазии у обучающихся. На отдельных занятиях
для детей предусмотрены видеоматериалы, это могут быть отрывки из
мультфильмов и сказок для того, чтобы обучающиеся могли выбрать
персонажа для изготовления его в определенной технике в рамках освоения
программы.
Используются

различные

наглядные

плакаты, постеры.
Интернет-источники:
1. Инфоурок https://infourok.ru/
2. Педсоветsite@pedsovet.org
3. Радуга талантов mail@dtalants.ru
8

источники:

фото,

картины,

4.Фонд

развития

детского

и

юношеского

творчества

belvoronart@gmail.com
Программа разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. От
30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
•

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025

года,

утвержденной

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 29 мая 2015 года №996-р;
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным
приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №196;
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей

и

молодежи»,

утвержденных

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 года № 28;
• Методических рекомендаций по составлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, утвержденных приказом
Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23а330.
Литература, используемая на занятиях:
1. Дубровская Н.В. Декупаж – оригинальные подарки своими руками.
Москва: Издательство АСТ, 2013.
2. Кабаченко С. Как слепить любое животное за 10 минут. Москва:
ЭКСМО, 2020.
3. КуксартБернадетт. Забавные животные из пластилина. Москва:
Русское слово, 2021.
9

4. Ращупкина С. Лепка из глины для детей. Развиваем руки и интеллект.
Москва: ЭКСМО, 2021.
5. Чурина Л.С. Украшения и подарки из соленого теста. Москва:
Издательство АСТ, 2013.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
1.

Входной контроль (не требуется);

2.

Текущий контроль (в процессе выполнения практических работ);

3.

Промежуточный контроль (участие в конкурсах и выставках);

4.

Итоговый контроль (в конце учебного года).

Текущий контроль:
Проводится с целью контроля за качеством освоения учебного
материала, включает в себя устные опросы, выполнение практических
заданий, оценка своей работы. Каждый раздел программы закрепляется
творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания,
умения работать с художественными материалами, самостоятельность и
творческие способности, приобретённые на практических и теоретических
уроках.
Практическая работа - практический метод обучения, предполагающий
освоение

обучающимися

способов

действий,

определенных

техник,

выполнение практических приемов деятельности.
Промежуточный контроль:
Определяет степень освоения обучающимся определенных техник по
итогам изучения раздела, когда ребенок может принять участие в конкурсе
или выставке муниципального и регионального уровней.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из
числа его участников.

10

Выставка художественная – это публичный (как правило, временный)
показ

художественных

произведений,

основная

форма

ознакомления

зрителей со станковым искусством.
Участие в выставках и конкурсах очень важно в работе. Ребёнок вместе
с педагогом выбирает и готовит для выставки одну из лучших своих работ.
Эти формы контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть и
обсудить результаты своего труда, внести изменения в учебный процесс,
определить эффективность обучения по программе, создать хороший
педагогический климат в коллективе.
Итоговый контроль осуществляется отбором творческих работ.
Каждый раздел программы закрепляется творческим заданием, в котором
обучающиеся показывают свои знания, умения работать с художественными
материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые
на практических и теоретических уроках.
Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации
также очень важна в работе. Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит
для выставки одну из лучших своих работ.
Эти формы контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть и
обсудить результаты своего труда, внести изменения в учебный процесс,
определить эффективность обучения по программе, создать хороший
педагогический климат в коллективе.
В

качестве

форм

отслеживания

и

фиксации

образовательных

результатов могут быть использованы готовые работы: поделки, картины,
наброски.
В качестве форм предъявления и демонстрации образовательных
результатов являются фотографии, дипломы и грамоты.
Ведутся мониторинговые исследования по:
1.

Сохранности контингента учащихся;

2.

По качеству образования;

3.

По уровню творческого развития;
11

4.

Результатам

участия

в

творческих

конкурсах,

выставках,

фестивалях различного уровня.
5.

Кроме того, для определения имеющихся навыков работы с

бумагой и оценки результатов освоения программы, два раза в год
проводятся диагностические исследования – анкетирование и наблюдение.
Наблюдение - это процесс сбора точной и объективной информации о
поведении и обучении детей.
Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во
время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)
педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем
регистрации

ответов

респондентов

на

сформулированные

педагогом

вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
2.3

Методический материал

Основной формой занятий является практическая работа, где после
прослушивания теоретической части, дети приступают к изготовлению
работы под руководством педагога. Теоретическая часть занятия проводится
в форме беседы, сопровождаемой просмотром наглядных материалов в виде
репродукций произведений искусства, видовых сюжетов или рисунков
учащихся. Иногда занятие сопровождается просмотром видеофильмов,
презентаций,

с

использованием

мультимедийного

проектора,

подготовленных по теме занятия или материалов мультимедийных учебных
курсов образовательных программ. По окончании каждой практической
работы проводится их обсуждение с обучающимися.
Лучшие рисунки и поделки декоративно-прикладного творчества
регулярно участвуют в выставках и конкурсах. Помимо этого, в работе с
учащимися планируется посещение выставок и экскурсий в музеи.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы: шаблоны, стеки, соленое тесто, наглядное
пособие и т.д.;
- инструкционные карты по лепки из соленого теста;
12

- наглядный материал (иллюстрации, фотографии и т.п.);
- фото/видео материалы;
- образцы изделий на все занятия и т.п.;
Применяются

различные

методы

обучения:

объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный метод, метод проблемного изложения,
частично-поисковый.
В процессе практической работы большое внимание уделяется лепке.
Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его
мягкие, восковые формы, а также полимерная глина и соленое тесто. В
работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и
декоративная.
На занятиях используются нетрадиционные техники рисования. К таким
техникам относятся: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование
различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой,
углем,

точечное

открывают
возможность

рисование.

широкий
увлечься

Рисование

простор

для

нетрадиционными

детской

творчеством,

развить

фантазии,

техниками

дает

воображение,

ребенку
проявить

самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
При освоении программы, обучающиеся знакомятся с разными видами
росписи и декупажа.
Декупаж – техника декорирования. В настоящее время декупаж – это
наклеивание

картинок

на

различные

поверхности

и

последующее

закрепление их лаком. С детьми мы используем клей ПВА.
Художественная роспись — искусство декорирования красками какойлибо поверхности. На занятиях с детьми изучаем основы полховомайданской росписи, хохломы, гжели и городетской росписи.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
индивидуальность,

формирует

эстетический

вкус

и

даёт

возможность рано приобрести опыт творческой самореализации.
13

ребёнку

2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность
учебных периодов

1 полугодие
2 полугодие

02.09.202428.12.2024
08.01.202530.05.2025

Возраст детей, лет

15 -16

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

2 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

144

2.5 Календарный план воспитательной работы
№
1

Период
проведения
сентябрь

2

октябрь

3

ноябрь

4

декабрь

5

февраль

6

март

7

апрель-май

Направление
деятельности
Экологическое
воспитание
Социальное
воспитание
Духовнонравственное
воспитание
Художественноэстетическое
воспитание
Гражданскопатриотическое
воспитание
Художественноэстетическое
воспитание
гражданскопатриотическое
воспитание

14

Мероприятие
День Тигра на Дальнем Востоке
Игровая программа «День отца»
Игровая программа, посвященная
Дню Матери
Акция «Новогодние украшения
своими руками»
Конкурсная программа,
посвященная Дню защитника
Отечества
Мероприятие, посвященное
Международному женскому дню
Мероприятия, посвящённые 80
годовщине победы в ВОВ

Список использованной литературы
1. БеритИльдр, ФиллипШазо. Скульптура для начинающих. Тело
человека. Москва: Издательство АСТ, 2024.
2.

Кабаченко

С.

Большая

пластилиновая

книга

удивительных

приключений. Москва: ЭКСМО, 2021.
3. Кузьминова Ю. Школа лепки из полимерной глины. Москва:
Издательство АСТ, 2024.
4. Ращупкина С. Лепка из глины для детей. Развиваем руки и интеллект.
Москва: ЭКСМО, 2021.

15

Приложение 1
Диагностический материал
Данный мониторинг поможет оценить предметные, метапредметные и
личностные результаты обучения учащихся.
Результаты

Критерий

Показатель

Предметные
результаты

уровень владения
терминологией в
области декоративноприкладного
творчества

степень понимания и
осознанности
применения в своей
речи терминов и
понятий
степень владения на
практике техниками и
приёмами

Метапредмет
ные
результаты

уровень
сформированности
навыков в области
декоративноприкладного
творчества

степень
целесообразности
применения приёмов и
техник в работе с
различными
материалами

Форма
отслеживания
результата
наблюдение

наблюдение

наблюдение

количество поделок,
журнал, раздел
выполненных по
«Творческие
собственному замыслу и достижения»
для выставок
Личностные
результаты

уровень развития
степень развития
фантазии и образного фантазии, мышления,
мышления,
воображения
воображения
уровень устойчивости количество посещённых
интереса к занятиям
занятий
уровень
сформированности
личностных качеств

активность участия в
выставках и конкурсах

16

наблюдение

журнал
портфолио
(по желанию
обучающегося)

уровень
сформированности
навыков
коллективного
взаимодействия

степень взаимодействия
и сотрудничества с
обучающимися

наблюдение

Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели

Степень выраженности оцениваемого
показателя

Степень понимания и
осознанности применения в
своей речи терминов,
понятий и определений

1 - обучающийся овладел минимальным
набором понятий и определений, не испытывает
затруднений в понимании и применении
специальной терминологии
2 - обучающийся осознанно употребляет
специальную терминологию в построении
речевых формулировок с последующим
обоснованием применённого определения

Степень владения на
практике различными
техниками и приёмами

1 - обучающийся усвоил минимальный набор
приёмов, методов работы с различными
материалами
2 - обучающийся свободно владеет широким
диапазоном различных приёмов и методов

Степень целесообразности 1 - обучающийся затрудняется в выборе техник
применения приемов и
и приемов в работе с различными материалами
или использует одни и те же приемы
техник в работе с
различными материалами
2 - обучающийся не испытывает затруднений
при выборе оптимальных техник, свободно
комбинирует их между собой под свойства
конкретного материала
Степень развития
фантазии, образного
мышления

1 - обучающийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку, конкурс или не проявляет желания
изначально участвовать в конкурсных
мероприятиях
2 - обучающийся проявляет творческую и
публичную активность в плане участия в
выставках

Степень участия в
выставках и конкурсах

1 - обучающийся нуждается в побуждении со
стороны педагога для создания поделок на
выставку, конкурс или не проявляет желания
17

изначально участвовать в конкурсных
мероприятиях
2 - обучающийся проявляет творческую и
публичную активность в плане участия в
выставках
Степень аккуратности при
изготовлении поделок

1 - обучающийся умеет организовать своё
рабочее место, но менее усидчив и менее
организован
2 - обучающийся проявляет активность,
терпение

Степень увлеченности
работой и
заинтересованности в
результате

1 - маршрут действий диктуется педагогом,
обучающийся мало проявляет инициативу

Степень взаимодействия,
сотрудничества с другими
обучающимися в
объединении

1 - коммуникативная культура не развита,
обучающийся не испытывает потребности в
тесном творческом общении с другими
обучающимися, не участвует в массовых
мероприятиях в объединении

2 - обучающийся ведёт творческий
самостоятельный поиск, нацелен на результат

2 - обучающийся обладает хорошими
коммуникативными способностями, легко идёт
на контакт, активно участвует в массовых
мероприятиях объединения, готов помогать и
работать совместно с другими обучающимися

Степень выраженности оцениваемого показателя:
«1» - не наблюдается, «2»- наблюдается

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».