Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы.
Обучение по программе, предполагает ознакомление с техниками: «вязание
крючком» и «сухое валяние из шерсти».
Вязание крючком – это способ развивать креативность и самовыражение.
Дети смогут самостоятельно связать игрушку, вместо того, чтобы купить её в
магазине. Это может помочь выразить свою индивидуальность и творческий
потенциал.
В процессе вязания крючком у детей формируются такие качества как:
внимание, мышление, целеустремлённость, мелкая моторика рук. Навыки вязания
крючком могут пригодиться детям не только для создания вязаных изделий, но и
для соединения и обвязывания деталей из ткани.
Сухое валяние из шерсти представляет собой технику создания декоративных
изделий с помощью специальных игл. Освоение техники валяния из шерсти дает
возможность детям самостоятельно изготавливать шерстяные изделия и экономить
семейный бюджет, а также раскрыть свой творческий потенциал, создавая
уникальные подарки для близких, уютные вещи для своего дома и для своего
собственного неповторимого образа.
Кроме
того,
занятия
валянием
из
шерсти
развивают
образное
и
пространственное мышление, глазомер, моторику рук, творческое воображение,
чувство формы и цвета.
Делая что-то своими руками, дети приучаются к аккуратности, настойчивости
и терпению.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: базовый.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 11 - 14 лет Октябрьского муниципального
округа.
2
Особенности организации образовательного процесса
Реализация программы осуществляется по модулям.
Первый модуль (1 год обучения) предполагает зачисление обучающихся 1112 лет по желанию, осуществляется на основе наличия интересов и мотивации к
изучению данной предметной области.
Зачисление на 2 модуль (2 год обучения) обучающихся 12-13 лет
осуществляется после освоения 1 модуля, либо на основе собеседования с
обучающимся.
Зачисление на 3 модуль (3 год обучения) обучающихся 13-14 лет ведётся на
основании усвоения учебного материала 2 модуля программы, либо на основе
индивидуального собеседования с ребёнком.
- обучение производится в группах, составленных по социальнопсихологическим и физиологическим критериям;
- число обучающихся одновременно находящихся в группе, составляет 12
человек.
В группы принимаются дети, имеющие мотивацию к изучению предметной
области программы, без конкурсного отбора, учёта способностей и навыков в
области декоративно-прикладного искусства.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
- продолжительность занятия – 2 ак. часа (ак. час равен 40 мин), с перерывом
10 минут.
- занятия проводятся 2 раза в неделю;
- срок реализации программы 3 года обучения;
- общее количество часов в год 144 часа;
- форма обучения – очная;
- форма организации образовательного процесса – групповая.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Развить навыки декоративно прикладного творчества у
детей в возрасте 11 - 14 лет Октябрьского муниципального округа посредством
освоения техник: «вязание крючком» и «сухое валяние из шерсти».
Задачи:
Воспитательные:
3
– воспитать личностные качества: ответственность, исполнительность,
трудолюбие, аккуратность, дисциплину;
– воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям
и традиция;
– формировать навыки общения в коллективе.
Развивающие:
– развить образное мышление, память, внимание, воображение и фантазию;
– развить мелкую моторику, глазомер, творческое воображение;
– сформировать умение планировать, контролировать, и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей.
Обучающие:
– обучить вязанию крючком и валянию из шерсти;
– обучить работе с инструментом для творчества в соответствии с правилами
техники безопасности.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
1.1
Знакомство с объединением
Введение в программу.
Техника безопасности.
Вязание крючком
Вводное занятие, организация
2
2.1
Количество часов
всего
теория практика
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
99
1
4,5
0,5
94,5
0,5
8
1
7
рабочего места. История
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Беседа,
наблюдение
возникновения вязания.
2.2
Виды крючков. Виды пряжи.
Цепочка из воздушных петель.
4
Беседа,
наблюдение,
выполнение
2.3
Вязание полотна
25
1
24
2.4
Условные обозначения. Запись
20
1
19
схем. Вязание изделий.
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
тестирование
2.5
Вязание узорного изделия
45
1
44
3
Сухое валяние из шерсти
41
2,5
38,5
3.1
Вводное занятие.
1
0,5
0,5
Беседа
3.2
Картины из шерсти
18
1
17
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
3.3
Плоские поделки
22
1
21
Беседа,
наблюдение,
конкурс
4
Выставочные работы
3
2
1
Выставка
144
9,5
134,5
Итого часов:
Беседа,
наблюдение,
конкурс
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.
Раздел: Знакомство с объединением
1.1.
Тема: Введение в программу. Техника безопасности.
Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с кружком,
планом его работы. Изучение правил безопасности труда.
Практика. Игры на знакомство.
5
2. Раздел: Вязание крючком.
2.1. Тема: Вводное занятие, организация рабочего места. История
возникновения вязания.
Теория: Требования к оборудованию рабочего места. Рассказ о вязании.
Практика. Викторина.
2.2. Тема: Виды крючков. Виды пряжи. Цепочка из воздушных петель.
Теория: Подбор крючка и пряжи. Как держать крючок. Первая петля и
цепочка из воздушных петель.
Практика: Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и
цепочка из воздушных петель. Оформление картин из воздушных петель.
2.3. Тема: Вязание полотна
Теория: Показ готового полотна, вязанного столбиками без накида и с
накидом.
Практика: Вязание столбиков с накидом и без накида. Ровный край вязания.
Плотность вязания. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
2.4. Тема: Условные обозначения. Запись схем. Вязание изделий.
Теория: Чтение и составление схемы рисунка. Работа по схеме.
Практика: Выполнение работы по схеме.
2.5. Тема: Вязание узорного изделия
Теория: Способы вязания и обвязки изделия (жгуты, обхватывающие петли,
бугристые узоры, рачий шаг).
Практика: Выполнение работ: «Паутинка», «Решетка».
3 Раздел: Сухое валяние из шерсти
3.1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Знакомство с техникой сухого валяния из шерсти. Инструктаж по
технике безопасности.
Практика. Викторина.
3.2. Тема: Картины из шерсти
Теория: Показ и объяснение приемов работы изготовления картин в
технике «сухое валяние из шерсти».
6
Практика: Изготовление не больших картин («Домашний питомец», «Цветы
в вазе», «Домик в деревне»).
3.3. Тема: Плоские поделки
Теория: Показ и объяснение приемов работы изготовления плоских
поделок.
Практика: Изготовление плоских поделок «Бабочка», «Матрешка»,
«Улитка».
4 Раздел: Выставочные работы.
Теория: Выставка работ обучающихся.
Практика. Демонстрация изделий.
Учебный план 2 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория практика
1
1.1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2.1
Знакомство с объединением
Введение в программу.
Техника безопасности.
Вязание крючком
Вводное занятие
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
107
1
4,5
0,5
102,5
0,5
Беседа
2.2
Вязание узорного полотна
21
1
20
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
2.3
Тунисское вязание.
15
1
14
2.4
Вязаные сувениры.
25
1
24
2.5
Объемная игрушка.
45
1
44
Беседа,
наблюдение,
тестирование
Беседа,
наблюдение,
конкурс
Беседа,
наблюдение,
конкурс
7
3
Сухое валяние из шерсти
33
2,5
30,5
3.1
3.2
Вводное занятие.
Плоские поделки
1
10
0,5
1
0,5
9
3.3
Объемные игрушки
22
1
21
4
Выставочные работы
3
2
1
144
9,5
134,5
Итого часов:
Беседа
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
конкурс
Беседа,
выставка
Содержание учебного плана 2 года обучения
1.
Раздел: Знакомство с объединением
1.1
Тема: Введение в программу. Техника безопасности.
Теория:
Введение
в
образовательную
программу.
Требования
к
оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда.
Практика. Игры на знакомство.
2. Раздел: Вязание крючком
2.1. Тема: Вводное занятие
Теория: Рассказ о технике выполнения вязания. Показ готовых работ.
Практика. Викторина.
2.2. Тема: Вязание узорного полотна
Теория: Способы выполнения петель, разнообразные способы вязания
(жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.)
Практика: Выполнение работ: «Паутинка», «Решетка».
2.3. Тема: Тема: Тунисское вязание.
Теория: Ознакомление с техникой тунисского вязания.
Практика: Вязание изделий в данной технике.
2.4. Тема: Вязаные сувениры.
8
Теория: История возникновения сувенира. Демонстрация сувениров,
связанных крючком.
Практика: Вязание сувенира - игольницы, сувенира – карандашницы.
2.5. Тема: Объемная игрушка.
Теория: Знакомство с техникой вязания игрушки. Последовательность
выполнения работы. Использование наполнителя (синтепона) для создания объёма
игрушки. Применение фурнитуры для украшения игрушек.
Практика: Вязание игрушки – талисман года, снеговик, Дед Мороз,
игрушка на выбор.
3 Раздел: Сухое валяние из шерсти
3.1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Повторение изученного материала «сухое валяние из шерсти».
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Викторина.
3.2. Тема: Плоские поделки
Теория: Показ готовых работ.
Практика: Изготовление плоских поделок «Панда», «Ромашка», «Змея».
3.3. Тема: Объемные игрушки.
Теория: Показ и объяснение приемов работы: скатывание шариков,
раскатывание колбасок, расплющивание.
Практика: Изготовление игрушек: «Котик», «Собачка», «Медведь», «Заяц»,
«Сова», «Гусь».
4 Раздел: Выставочные работы.
Теория: Выставка работ обучающихся.
Практика: Демонстрация изделий.
Учебный план 3 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Знакомство с объединением
Количество часов
всего
теория практика
1
9
0,5
0,5
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Введение в программу.
Техника безопасности.
Вязание крючком
Вводное занятие, организация
рабочего места.
Вязанные украшения для
интерьера
1.1
2
2.1
2.2
1
0,5
0,5
Беседа
140
1
6,5
0,5
133,5
0,5
Беседа
41
2
39
2.3
Вязанная одежда
50
2
48
2.4
Вязаные сумки и рюкзаки.
48
2
46
3.
Выставочные работы.
3
2
1
144
9
135
Итого часов:
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
выставка
Содержание учебного плана 3 года обучения.
1
Раздел: Знакомство с объединением
1.1
Тема: Введение в программу. Техника безопасности.
Теория: Введение в образовательную
программу. Требования
оборудованию рабочего места. Повторение правил безопасности труда.
Практика. Викторина.
2. Раздел: Вязание крючком.
2.1. Тема: Вводное занятие, организация рабочего места.
Теория: Требования к оборудованию рабочего места. Рассказ о вязании.
Практика. Викторина.
2.2. Тема: Вязанные украшения для интерьера.
10
к
Теория: Понятие интерьера, виды изделий для оформления и украшения
интерьера.
Практика: Вязание изделий для интерьера: «Подушка», «Коврик»,
«Корзина», «Панно», «Декор для кухни».
2.3. Тема: Вязанная одежда.
Теория: Выбор узора и расчёт петель. Убавление и прибавление столбиков.
Последовательность выполнения изделия. Оформление.
Практика: Изготовление изделий: «Шарф», «Шапочка», «Варежки»,
«Тапочки».
2.4. Тема: Вязаные сумки и рюкзаки.
Теория: Показ моделей сумок и рюкзаков. Расчёт петель.
Практика: Изготовление изделий: «Сумка», «Рюкзак».
3. Раздел: Выставочные работы
Теория: Выставка работ обучающихся.
Практика. Демонстрация изделий.
1.4 Планируемые результаты
Результатом реализации данной программы является освоение техник
декоративно-прикладного творчества (вязание крючком и сухое валяние из
шерсти).
Личностные результаты:
- у обучающихся будут развиты личностные качества: ответственность,
исполнительность, аккуратность, дисциплинированность;
- у обучающихся будет сформировано уважительное отношение к своему
труду и труду других участников образовательного процесса;
- у обучающихся будет сформирована самооценка на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- у обучающихся будет сформировано образное мышление, память, внимание,
воображение и фантазия;
11
- у обучающихся будет развита мелкая моторика, глазомер, творческое
воображение;
- у обучающихся будет сформировано умение планировать, контролировать, и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты:
- обучающийся будет знать:
- термины, употребляемые при вязании крючком (воздушная петля, столбик
без накида и с накидом, соединительный столбик и др.);
- способы прибавления и убавления петель;
- условные обозначения, используемые в схемах;
- приемы изготовления объемных изделий из шерсти;
- правила техники безопасности на занятиях.
- обучающийся будет уметь:
- самостоятельно подбирать крючок и пряжу;
- вязать по простейшим схемам и описаниям;
- подбирать цветовую гамму при выполнении изделий;
- работать с шерстью в технике «сухое валяние» (изготавливать плоские и
объемные изделия);
- равномерно распределять шерсть по всей заготовке;
- работать с инструментами и материалами (крючок, игла, ножницы, пряжа,
шерсть).
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Занятия проводятся по установленному расписанию. Для успешной
реализации данной программы необходимы:
1.Материально-техническое обеспечение:
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,
умениями и навыками ребятам в творческом объединении помогают средства
обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются
оборудование и материалы:
12
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий.
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
При подготовке к занятиям используются материалы:
- книги, журналы по вязанию крючком и сухому валянию из шерсти;
- конспекты занятий и мастер-классов;
- образцы готовых изделий;
- фото готовых изделий;
- презентации, взятые из интернета и разработанные самостоятельно.
Для занятий по программе обучающемуся необходимо иметь:
- пряжа разной толщины;
- крючки разных размеров;
- фурнитура для игрушек (глазки, носики, губки);
- маркеры;
- синтепон;
- ножницы;
- иглы;
- шерсть;
- поролон.
Список литературы и источников, используемый на занятиях:
1. Жбан Е.С. Японское вязание крючком. М.: Изд.: Эксмо, 2021 г.
2. Смирнова Елена. Игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния. Изд.:
Питер, 2013 г.
3. Эспи Лорен. Большая книга маленьких амигуруми. Издательство: Эксмо,
2019 г.
4. Михайлова Татьяна. Рукоделие от А до Я. М.: Изд.: АСТ, 2016 г.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
13
Для оценки эффективности работы по программе используются методы
устного, письменного, практического контроля и самоконтроля:
- входной контроль – проведение бесед с обучающимися с целью выявления
подготовленности к выполнению заданий.
Педагогические методы:
- беседа – с помощью заранее подготовленных вопросов педагогом
выявляются индивидуально-психологические особенности личности: склонности,
интересы, степень воспитанности, к труду, собственным поступкам;
- текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия: практическая работа, наблюдение.
Педагогические методы:
- наблюдение – фиксация, анализ и оценка организации учебного процесса,
позволяет педагогу наблюдать за поведением ребенка в различных ситуациях,
видеть динамику формирования знаний, своевременно вносить коррективы в
организацию учебно-воспитательного процесса;
- практическая работа - умение самостоятельно выполнять творческое задание
по выбранной теме.
Данные формы контроля позволяют своевременно выявлять отстающих, а
также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и
средств обучения.
- промежуточный контроль – определение результатов обучения за
определенный промежуточный период (полугодие, год), проводится в форме
тестирования, конкурсов.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала или письменный опрос по заранее разработанным тестам);
-
через
конкурсы
(комплекс
творческих
мероприятий,
призванных
популяризировать детское творчество и дать возможность проявить себя и быть
оцененными профессиональным жюри);
Промежуточный контроль позволяет получить информацию о результатах
работы группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, повысить
14
мотивацию к обучению; определить, насколько эффективны приемы обучения, при
необходимости внести изменения в программу.
- итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме выставки
декоративно-прикладного творчества.
- выставка – одна из форм организации образовательного процесса, целью
которой
является
приобретение
обучающимися
опыта
самостоятельной
творческой деятельности, коллективного взаимодействия.
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
используется таблица (приложение 1). Данные заносятся в протокол результатов
диагностики обучающихся творческого кружка «Чудо ручки».
2.3 Методические материалы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности «Чудо ручки» применяются:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций);
- показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
15
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование
наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления. На занятии используются такие формы демонстрации наглядного
материала, как: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
2 год
3 год
Продолжительность учебного
36
36
36
Количество учебных дней
72
72
72
Продолжительность 1 полугодие
02.09.2024-
02.09.2024-
02.09.2024-
28.12.2024
28.12.2024
28.12.2024
08.01.2025-
08.01.2025-
08.01.2025-
30.05.2025
30.05.2025
30.05.2025
Возраст детей, лет
11-12
12-13
13-14
Продолжительность занятия, час
2 часа
2 часа
2 часа
Режим занятия
2 раза/нед
2 раза/нед
2 раза/нед
года, неделя
учебных периодов
2 полугодие
16
Годовая учебная нагрузка, час
144
144
144
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Направление
деятельности
Дата
Ответственный
проведения
СЕНТЯБРЬ
1.
День тигра на
Дальнем востоке.
Экологическое
воспитание
24 сентября Педагогорганизатор.
Педагоги ЦДТ
ОКТЯБРЬ
2.
НаучноОбеспечение
20 октября
развлекательное
безопасности
мероприятие
жизнедеятельности
«Электробезопасность»
Педагогорганизатор, зам.
директора по
УВР
НОЯБРЬ
3.
Игровая программа,
посвященная Дню
матери
Духовнонравственное
воспитание
22 ноября
Педагогорганизатор, зам.
директора по
УВР
ДЕКАБРЬ
4.
Акция
«Новогодние
украшения своими
руками»
Художественноэстетическое
воспитание
ЯНВАРЬ
17
15-25
декабря
Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительного
образования.
5.
Беседа «Осторожно
Обеспечение
гололед» и
безопасности
«Оказание первой
жизнедеятельности
помощи при
травмах».
15 января
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
21 февраля
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
1-6 марта
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
ФЕВРАЛЬ
6.
Конкурсная
программа «Курс
молодого бойца»,
посвященная Дню
защитника отечества
Гражданскопатриотическое
воспитание
МАРТ
7.
Всемирный
женский день
Художественноэстетическое
воспитание
АПРЕЛЬ
8.
День космонавтики
Гражданскопатриотическое
воспитание
5-10 апреля Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
МАЙ
9.
Мероприятие «Кем
я мечтаю стать»
Профориентация
18
16-20 мая
Педагогорганизатор,
зам. директора
по УВР
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быкова Е. Вяжем и валяем М.: Изд.: АСТ, 2023 г.
2. Волкова Ю. Ю. Амигуруми. М.: Изд.: АСТ, 2024 г.
3. Ольга Аскарова. Амигуруми. Вяжем любимых сказочных героев. М.: ООО
«Издательство АСТ», 2020 г.
19
Приложение 1
Диагностика на начальном этапе
Уровни развития детей
Количество детей
Высокий
Средний
Низкий
Диагностика в конце учебного года
Уровни развития детей
Количество детей
Высокий
Средний
Низкий
Высокий уровень:
- сфера знаний и умений: владение понятиями, алгоритмом выполнения
работы, аккуратное выполнение задания. Обучающийся охотно поддерживает
беседу на занятии, задаёт вопросы. Соблюдает правила техники безопасности;
- сфера творческой активности: ребёнок проявляет выраженный интерес к
работе, педагогу, активно принимает участие в выставках объединения;
- сфера личностных результатов: понимание учебной задачи, умение
выполнять её самостоятельно, умение адекватно воспринимать оценку педагога
выполненной им работы, слушать и понимать речь других.
Средний уровень:
- сфера знаний и умений: знает понятия, выполняет задание аккуратно,
соблюдая правила техники безопасности, но допускает неточности при
выполнении;
- сфера творческой активности: обучающийся не проявляет интереса к
выполнению работы, хотя включается в работу с желанием, но быстро устаёт;
20
- сфера личностных результатов: планирует свою работу по наводящим
вопросам педагога и частично самостоятельно, но с небольшими погрешностями;
выполнения задания даётся с трудом, но желание добиться успеха присутствует.
Низкий уровень:
- сфера знаний и умений: не имеет представления об изученных терминах,
слабо развит понятийный аппарат;
- сфера творческой активности: обучающийся приступает к выполнению
работы только после дополнительных побуждений, во время работы часто
отвлекается, выполняет работу небрежно;
- сфера личностных результатов: нерационально использует время, не умеет
планировать свою работу.
21
Приложение 2
Тест для проведения промежуточной аттестации
Тема: «Основные приемы вязания крючком».
1.Цепочка – это ряд...
а) бегущих петель;
б) воздушных петель;
в) лицевых петель.
2. Крючок для вязания состоит из:
а) головки, захвата, стержня, ручки;
б) стержня, зацепа, рукоятки;
в) головки, стержня, ручки.
3. Номера крючков соответствуют их…
a) диаметру
б) длине
в) радиусу
4.При вязании крючком (нить должна быть):
а) в два раза толще крючка;
б) в два раза тоньше крючка;
в) равна толщине крючка.
5. Расшифруйте следующие условные обозначения:
а) СБН;
б) ВП;
в) ПС.
6.При вязании крючком в три приёма провязывают:
а) столбик с одним накидом;
б) столбик с двумя накидами;
в) пышный столбик.
7. При работе крючком лишнее:
а) крючок
б) напёрсток
в) нити
22
8. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
9. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
10. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
Оценка результатов:
Высокий уровень - все ответы правильные -5 баллов
Средний уровень - правильные ответы на 6 из 10 вопросов -3 балла
Низкий уровень – ответы менее чем на 6 вопросов - 1 балла
Тест для проведения итоговой аттестации
Тема: «Вязание крючком».
1. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
2.Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание
3.Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
23
4.Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их
ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
5.Какие существуют способы соединения деталей?
а) вручную иглой;
б) склеивание;
в) на швейной машине.
6.Правильный подбор цветов необходимо производить:
а) только при изготовлении одежды;
б) при изготовлении любых изделий.
7.Сколько цветов включает в себя цветовой круг?
а) 8;
б) 10;
в) 13.
8.Найди неправильный ответ.
1.Пряжа бывает: акриловая, шерстяная, меланжевая, резиновая.
2.Крючки бывают: пластмассовые, металлические, силиконовые.
3.Петли бывают воздушные, длинные, восковые, изнаночные, лицевые.
4.Изделия вяжут спицами, крючком, на вилке, на ложке.
5.Обозначения в схемах бывают условными, безусловными, дословными.
6.Крючком можно писать, вязать, штопать.
7. Вязание относится к предмету рукоделия, русскому языку, математике.
8.Вязаные изделия можно стирать, рубить, солить.
9.Вязаные изделия нельзя дарить, гладить, пачкать.
10.Пряжу можно красить, резать, варить, смолить.
11.Шарфы, пальто, носки, шапки, куртки, кружева, табуретки, шторы,
относятся к вязаным изделиям.
Оценка результатов:
Высокий уровень - все ответы правильные -5 баллов
24
Средний уровень - правильные ответы на 10 из 18 вопросов -3 балла
Низкий уровень – ответы менее чем на 10 вопросов - 1 балл
Итоговый кроссворд
Тема: «Ручное вязание»
По вертикали:
2. Основная часть крючка (головка)
3. Кольцо из набранных петель крючком (цепочка)
7. Что можно изготовить из пряжи не используя крючок (помпон)
По горизонтали:
1. Один из приемов вязания (столбик)
4. Основной инструмент вязания (крючок)
5. Как называется вязание длинным крючком (тунисское)
25
6. Условные обозначения петель (схема)
8. Петля образующие цепочку (воздушная)
Оценка результатов:
Высокий уровень - все ответы правильные -5 баллов
Средний уровень - правильные ответы на 4 из 8 вопросов -3 балла
Низкий уровень – ответы менее чем на 4 вопросов - 1 балл
26