Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Обучение
по
программе
предполагает
ознакомление
с
техниками:
«бумагопластика», «пластилинография», «творчество из природного материала».
Бумагопластика позволяет детям раскрыть себя в разных техниках бумажного
творчества: оригами, квиллинг, айрис-фолдинг и т.д.
Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства,
принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением
объемных предметов на горизонтальной поверхности.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям данной возрастной
категории,
позволяет
быстро
достичь
желаемого
результата
и
вносит
определенную новизну в образовательный процесс, делает ее более увлекательной
и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с
пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Творчество из природного материала направлено на развитие эстетического
вкуса, умения понимать, ценить произведения искусства, видеть красоту и
богатство природы. Обучающиеся научатся выполнять сувениры, поделки из
природного материала. В процессе обучения дети познакомятся с основами
составления композиций из растений, цветов, шишек, ракушек, семян и т.д.,
научатся приемам работы с природным материалом.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по
набору техник работы с бумагой, пластилином. Дает возможность каждому
ребенку освоить за обучающий курс несколько направлений декоративноприкладного творчества.
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ-русский.
Уровень освоения: базовый.
Адресат программы
2
Программа рассчитана на детей 7 - 8 лет Октябрьского муниципального
округа.
Особенности организации образовательного процесса
-
обучение
производится
в
группах,
составленных
по
социально-
психологическим и физиологическим критериям;
- число обучающихся одновременно находящихся в группе, составляет 12
человек.
В группы принимаются дети, имеющие мотивацию к изучению предметной
области программы, без конкурсного отбора и учёта способностей и навыков в
области декоративно-прикладного искусства.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
- продолжительность занятия – 2 академических часа (ак. час равен 40 мин), с
перерывом 10 минут;
- занятия проводятся 2 раза в неделю;
- срок реализации программы 1 год обучения;
- общее количество часов в год 144 часа;
- форма обучения – очная;
- форма организации образовательного процесса – групповая.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Развить навыки декоративно прикладного творчества у
детей в возрасте 7 - 8 лет Октябрьского муниципального округа посредством
освоения техник: «бумагопластика», «пластилинография» и «творчество из
природного материала».
Задачи:
Воспитательные:
– воспитать личностные качества: ответственность, исполнительность,
трудолюбие, аккуратность, дисциплину;
– воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям
и традиция;
3
– формировать навыки общения в коллективе.
Развивающие:
– развить образное мышление, память, внимание, воображение и фантазию;
– развить мелкую моторику, глазомер, творческое воображение;
– сформировать умение планировать, контролировать, и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей.
Обучающие:
– обучить практическим приемам работы с бумагой, пластилином и
природным материалом;
- обучить работе с инструментом для творчества в соответствии с правилами
техники безопасности.
1.1 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория практика
1
1.1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Знакомство с объединением
Введение в программу.
Техника безопасности.
Инструменты и материалы
Бумагопластика
92
5,5
86,5
2.1
Аппликация на плоскости
10
0,5
9,5
2.2
Объёмные поделки из бумаги
10
1
9
2.3
Квиллинг
10
0,5
9,5
4
Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Беседа,
наблюдение,
тестирование
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
2.4
Оригами
10
1
9
2.5
Аппликация
20
0,5
19,5
2.6
Айрис-фолдинг
10
0,5
9,5
2.7
Торцевание
6
0,5
5,5
2.8
Смешанные техники
16
1
15
3
3.1
Пластилинография
Вводное занятие. Рассказ об
истории возникновения
техники пластилинографии
Лепка из воздушного
пластилина
33
1
2,5
0,5
30,5
0,5
14
1
13
3.2
5
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
конкурс
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
наблюдение,
конкурс
Беседа
Беседа,
наблюдение,
тестирование
3.3
Лепка плоскостных
композиций
18
1
17
4
Творчество из природного
материала
15
2,5
12,5
4.1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа
4.2
Работа природным
материалом
8
1
7
4.3
Поделки из зерен и круп
6
1
5
5
Выставочные работы
3
2
1
Беседа,
наблюдение,
тестирование
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Беседа,
выставка
144
13
131
Итого часов:
Беседа,
наблюдение,
выполнение
практической
работы
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.
Раздел: Знакомство с объединением
1.1.
Тема: Введение в программу. Техника безопасности. Инструменты
и материалы
Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с кружком,
планом его работы. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил
безопасности труда.
Практика: Игры на знакомства.
2 Раздел: Бумагопластика
2.1. Тема: Аппликация на плоскости
Теория: Вводное занятие, показ готовых работ в технике аппликация.
Практика: Выполнение аппликаций на плоскости.
2.2. Тема: Объёмные поделки из бумаги
6
Теория: Показ готовых работ. Рассказ о тонкостях выполнения.
Практика: Изготовление поделок.
2.3. Тема: Квиллинг
Теория: Знакомство с инструментами для квиллинга, показ готовых работ в
данной технике.
Практика: Изготовление поделки в технике квиллинг.
2.4. Тема: Оригами
Теория: Знакомство с техникой оригами.
Практика: Изготовление поделки в технике оригами.
2.5. Тема: Аппликация
Теория: Рассказ об истории аппликации, показ готовых работ.
Практика: Выполнение простых аппликаций «Акула», «Дом»,
«Мышка».
2.6. Тема: Айрис-фолдинг
Теория: Показ готовых работ в технике айрис-фолдинг. Основные правила
работы по схеме.
Практика: Выполнение творческой работы в данной технике.
2.7. Тема: Тема: Торцевание
Теория: Знакомство с техникой торцевание. Последовательное выполнение
работы, подбор цветовой гаммы.
Практика: Выполнение творческой работы в данной технике.
2.8. Тема: Смешанные техники
Теория: Показ готовых работ. Принципы композиции при создании
работы.
Практика: Изготовление поделки с использованием различных техник
бумагопластики (полоски, смятые комочки, гармошка).
3 Раздел: Пластилинография
3.1. Тема: Вводное занятие. Рассказ об истории возникновения
техники пластилинографии
7
Теория: Вводное занятие. Рассказ об истории возникновения техники
пластилинографии.
Практика: Викторина.
3.2. Тема: Лепка из воздушного пластилина
Теория: Выбор сюжета из представленных образцов. Последовательное
выполнение работы, подбор цветовой гаммы.
Практика: Изготовление заготовки, высушивание.
3.3. Тема: Лепка плоскостных композиций
Теория: Подготовка основы для поделки.
Практика: Изготовление поделки в данной технике.
4 Раздел: Творчество из природного материала
4.1. Тема: Вводное занятие
Теория: Рассказ об истории возникновения творчества из природного
материала, показ готовых работ.
Практика: Викторина.
4.2. Тема: Работа природным материалом
Теория: Виды основ и подставок для изделий из природного материала
морского и растительного происхождения.
Практика: Изготовление поделок и сувениров.
4.3. Тема: Поделки из зерен и круп
Теория: Виды и свойства различных круп и зерен. Оригинальные картины
из зерен.
Практика: Изготовление картин из зерен и круп.
5 Раздел: Выставочные работы
Теория: Выставка работ обучающихся.
Практика: Демонстрация изделий.
1.4 Планируемые результаты
8
Результатом реализации данной программы является освоение техник
декоративно-прикладного
творчества
(бумагопластика,
пластилинография,
творчество из природного материала).
Личностные результаты:
- у обучающихся будут развиты личностные качества: ответственность,
исполнительность, аккуратность, дисциплинированность;
- у обучающихся будет сформировано уважительное отношение к своему
труду и труду других участников образовательного процесса;
- у обучающихся будет сформирована самооценка на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- у обучающихся будет сформировано образное мышление, память, внимание,
воображение и фантазия;
- у обучающихся будет развита мелкая моторика, глазомер, творческое
воображение;
- у обучающихся будет сформировано умение планировать, контролировать, и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты:
- обучающийся будет знать:
- виды техники «бумагопластика» (оригами, аппликация, торцевание);
- вид техники «пластилинография» (создании лепной картины с изображением
объемных предметов на горизонтальной поверхности);
- правила техники безопасности на занятиях.
- обучающийся будет уметь:
- складывать по схеме фигуры из бумаги;
- создавать из пластилина картины на плоскости;
-
создавать
композиции
с
изделиями,
выполненными
в
«бумагопластика»;
- работать с природным материалом;
- работать с инструментами и материалами (ножницы, стека, клей).
9
технике
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Занятия проводятся по установленному расписанию. Для успешной
реализации данной программы необходимы:
1.Материально-техническое обеспечение:
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,
умениями и навыками ребятам в творческом объединении помогают средства
обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются
оборудование и материалы:
- помещение (кабинет);
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий.
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
При подготовке к занятиям используются материалы:
- книги, журналы по бумагопластике и пластилинографии;
- конспекты занятий и мастер-классов;
- образцы готовых изделий;
- фото готовых изделий;
- книги, журналы по созданию поделок из природного материала;
-раскраски;
- презентации, взятые из интернета и разработанные самостоятельно.
Для занятий по программе обучающемуся необходимо иметь:
-цветную бумагу;
- клей;
- ножницы;
- картон;
- пластилин.
10
Список литературы и источников, используемый на занятиях:
1. Айрис-фолдинг. [Электронный ресурс] https://gruzinova.ru/lessons/iris (Дата
обращения: 27.08.2023).
2. Бич Рик, Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Изд.:
Эксмо, 2023 г.
3. Больгерт С.Г. Мультистудия «Пластилин». Изд.: Робинс 2012 г.
4. Зайцева А.А. Квиллинг. М.: Эксмо, 2023 г.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для оценки эффективности работы по программе используются методы
устного, письменного, практического контроля и самоконтроля:
- входной контроль – проведение бесед с обучающимися с целью выявления
подготовленности к выполнению заданий.
Педагогические методы:
- беседа – с помощью заранее подготовленных вопросов педагогом
выявляются индивидуально-психологические особенности личности: склонности,
интересы, степень воспитанности, к труду, собственным поступкам;
- текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия: практическая работа, наблюдение.
Педагогические методы:
- наблюдение – фиксация, анализ и оценка организации учебного процесса,
позволяет педагогу наблюдать за поведением ребенка в различных ситуациях,
видеть динамику формирования знаний, своевременно вносить коррективы в
организацию учебно-воспитательного процесса;
- практическая работа - умение самостоятельно выполнять творческое задание
по выбранной теме.
Данные формы контроля позволяют своевременно выявлять отстающих, а
также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и
средств обучения.
11
- промежуточный контроль – определение результатов обучения за
определенный промежуточный период (полугодие, год), проводится в форме
тестирования, конкурсов.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала или письменный опрос по заранее разработанным тестам);
-
через
конкурсы
(комплекс
творческих
мероприятий,
призванных
популяризировать детское творчество и дать возможность проявить себя и быть
оцененными профессиональным жюри);
Промежуточный контроль позволяет получить информацию о результатах
работы группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, повысить
мотивацию к обучению; определить, насколько эффективны приемы обучения, при
необходимости внести изменения в программу.
- итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме выставки
декоративно-прикладного творчества.
- выставка – одна из форм организации образовательного процесса, целью
которой является приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой
деятельности, коллективного взаимодействия.
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
используется таблица (приложение 1). Данные заносятся в протокол результатов
диагностики обучающихся творческого кружка «Яркие фантазии».
2.3 Методические материалы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности «Яркие фантазии» применяются:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций);
- показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
12
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование
наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ
иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
1 год
Продолжительность учебного года, неделя
36
Количество учебных дней
72
1 полугодие
13
02.09.2024-28.12.2024
Продолжительность
2 полугодие
08.01.2025-30.05.2025
учебных периодов
Возраст детей, лет
7-8
Продолжительность занятия, час
2 часа
Режим занятия
2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час
144
2.5 Календарный план воспитательной работы
№
Мероприятие
Направление
деятельности
Дата
проведения
Ответственный
СЕНТЯБРЬ
1.
День тигра на Дальнем
востоке.
Экологическое
воспитание
24 сентября
Педагогорганизатор.
Педагоги ЦДТ
20 октября
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
22 ноября
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
15-25 декабря
Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительного
образования.
ОКТЯБРЬ
2.
Научноразвлекательное
мероприятие
«Электробезопасность»
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
НОЯБРЬ
3.
Игровая программа,
посвященная Дню матери
Духовнонравственное
воспитание
ДЕКАБРЬ
4.
Акция «Новогодние
украшения своими
руками»
Художественноэстетическое
воспитание
14
ЯНВАРЬ
5.
Беседа «Осторожно
гололед» и «Оказание
первой помощи при
травмах».
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
15 января
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
21 февраля
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
1-6 марта
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
5-10 апреля
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
16-20 мая
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
ФЕВРАЛЬ
6.
Конкурсная программа
«Курс молодого бойца»,
посвященная Дню
защитника отечества
Гражданскопатриотическое
воспитание
МАРТ
7.
Всемирный женский
день
Художественноэстетическое
воспитание
АПРЕЛЬ
8.
День космонавтики
Гражданскопатриотическое
воспитание
МАЙ
9.
Мероприятие «Кем я
мечтаю стать»
Профориентация
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гийом Дени. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.:
ЭКСМО, 2020 г.
2. Зайцева А.А. Я занимаюсь квиллингом. М.: ЭКСМО, 2023 г.
3. Кабаченко Сергей. Большая пластилиновая книга удивительных
приключений. Издательство: Бомбора, 2022 г.
15
Приложение 1
Диагностика на начальном этапе
Уровни развития детей
Количество детей
Высокий
Средний
Низкий
Диагностика в конце учебного года
Уровни развития детей
Количество детей
Высокий
Средний
Низкий
Высокий уровень:
- сфера знаний и умений: владение понятиями, алгоритмом выполнения
работы, аккуратное выполнение задания. Обучающийся охотно поддерживает
беседу на занятии, задаёт вопросы. Соблюдает правила техники безопасности;
- сфера творческой активности: ребёнок проявляет выраженный интерес к
работе, педагогу, активно принимает участие в выставках объединения;
- сфера личностных результатов: понимание учебной задачи, умение
выполнять её самостоятельно, умение адекватно воспринимать оценку педагога
выполненной им работы, слушать и понимать речь других.
Средний уровень:
- сфера знаний и умений: знает понятия, выполняет задание аккуратно,
соблюдая правила техники безопасности, но допускает неточности при
выполнении;
- сфера творческой активности: обучающийся не проявляет интереса к
выполнению работы, хотя включается в работу с желанием, но быстро устаёт;
16
- сфера личностных результатов: планирует свою работу по наводящим
вопросам педагога и частично самостоятельно, но с небольшими погрешностями;
выполнения задания даётся с трудом, но желание добиться успеха присутствует.
Низкий уровень:
- сфера знаний и умений: не имеет представления об изученных терминах,
слабо развит понятийный аппарат;
- сфера творческой активности: обучающийся приступает к выполнению
работы только после дополнительных побуждений, во время работы часто
отвлекается, выполняет работу небрежно;
- сфера личностных результатов: нерационально использует время, не умеет
планировать свою работу.
17
Приложение 2
Гимнастика для глаз
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования
предлагаемых упражнений;
- предупредить зрительное утомление у школьников.
Условия проведения:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят в течение 3-5 минут.
Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа,
растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание.
Упражнения для глаз в стихах
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
18
«Бабочка»
Спал цветок,
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них
по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
«Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой
стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
19
Приложение 3
Физкультурные минутки во время занятий.
Проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который
снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.
Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища
(особенно спины) и мелких мышц кистей.
Задачи:
- снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой
вид деятельности;
-
сформировать простейшие представления
о влиянии
физических
упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному
выполнению физических упражнений.
Условия проведения:
Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в момент
проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает 3-4 упражнения.
Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений
должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения
несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут
выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с педагогом. Выполняют
упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы,
расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики
нарушения осанки. Следует обязательно выполнять специальные упражнения для
глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться
вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих
упражнений, связанных с движениями рук, рекомендуется одновременно
выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти.
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
20
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся.)
Физкультурные минутки на занятиях обеспечивают активный отдых детей,
переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают
ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные
процессы,
способствуют
повышению
последующем этапе урока.
21
внимания
и
активности
детей
на
Приложение 4
Тест по теме: «Пластилинография»
1. Каким инструментом нарезают пластилин при лепке?
Стек
Нож-помощник
Скальпель
2. Для лепки, какой инструмент лишний:
Телефон
Стек
Скалка
3. Если пластилин затвердел, то его нужно:
размять
разогреть в емкости с горячей водой
выкинуть
4. Пластилинография - это:
теоретическое изучение работы с пластилином
детская лепка фигур из пластилина
создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов
на горизонтальной поверхности
5. Из какой базовой фигуры можно слепить голову, туловище, уши:
жгут
лепешка
22
шар
23
Приложение 5
Тест по теме: «Квиллинг»
1. Квиллинг –это …
аппликация
бумагокручение
складывание из бумаги
2. Родина квиллинга:
Япония
Китай
Россия
3. Инструменты для квиллинга:
клей, зубочистка, пластилин
зубочистка, ножницы, бумага
ножницы, проволока, бисер
4. Квиллинг это...
искусство
развлечение
работа
5. Искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных
полосок бумаги это:
оригами
айрис-фолдинг
24
квиллинг
25