Шахматный клуб Белая ладья (10-14 лет)

РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Программа базируется на современных
требованиях к системе образования, способствует развитию личности ребенка,
формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует
обучение игре в шахматы.
Шахматы – это эффективное средство для умственного развития. Процесс
обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию
аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
Шахматы учат ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких
ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность,
терпеливость, собранность, изобретательность и др.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат,
знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре,
узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по
шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный
материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей.
Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам
реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль
отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам
планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается
более доступный и максимально ориентированный на развитие материал.
Отличительные особенности. Поэтапное освоение учащимися
программы, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те
этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Методика индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи
подбора заданий разного уровня сложности.
Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном
подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для
каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность
и результативность образовательного процесса.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Уровень освоения – базовый.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения - очная.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей образовательных
учреждений с. Покровки Октябрьского муниципального округа 10-14 лет.
2

Особенности организации образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется по модулям.
Первый модуль (1 год обучения) предполагает зачисление обучающихся
10-12 лет по желанию, имеет свободный, добровольный характер, ведётся на
основе мотивации к обучению, к совершенствованию навыков шахматной
игры. Зачисление осуществляется при наличии у детей базовых знаний о
шахматной игре: ходы фигур и пешек, шахматная нотация, абсолютная и
относительная ценность фигур, нападение и защита, шах и защита от него, мат
и пат, элементарные тактические приёмы. Зачисление на 2 модуль (2 год
обучения) обучающихся 13-14 лет осуществляется после освоения 1 модуля,
либо на основе собеседования с обучающимся.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально – технической базы и носят коллективный,
групповой характер, работа в парах; иногда – индивидуальная работа либо с
одарёнными детьми, либо с замкнутыми, отстающими детьми.
Объединение имеет постоянный состав, количество обучающихся в группе
– 12-15 человек.
Продолжительность образовательного процесса определяется на
основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом
возрастных особенностей учащихся: 144 часа в год. Полный курс реализации
программы - 2 года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
2 раза в неделю по 2 ак. часа, 1 ак. час – 40 мин.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся 10-14 лет образовательных
учреждений с. Покровки Октябрьского муниципального округа целостного
представления о шахматах и шахматной игре, через овладение навыками
шахматной игры.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать
целеустремленность,
волю,
организованность,
коммуникабельность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
Развивающие:
Развивать все сферы мышления: память, внимание, наблюдательность,
воображение.
Развить умения логически рассуждать, просчитывать свои действия,
предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию
внимания, находить нестандартные решения;
Развить умение
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности.
3

Обучающие:
Закрепить основополагающие принципы ведения шахматной партии.
Закрепить основные шахматные понятия.
Изучать эффективное использование основных приемов шахматной игры.
Обучить использованию полученных знаний в процессе игровой практики
за шахматной доской.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 модуля (1 года обучения)
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Вводное занятие.

Количество часов
Все Теор Прак
го
ия
тика
2
1.5
0.5

Формы
аттестации/
контроля
-

1.1

Знакомство с
содержанием программы.
План работы на год.
Инструктаж по технике
безопасности. Правила
поведения за шахматной
доской. Организационные
вопросы.

2

1.5

0.5

2.

Повторение базовых
знаний шахматной
игры.
Ходы и взятие фигур.
Особые ходы: рокировка,
превращение пешки,
взятие пешки на проходе.
Нападение и защита. Шах,
мат и пат.

16

5

11

-

4

1

3

Устная проверка
знаний.

4

1

3

Тестирование.

2.3

Простейшие матовые
ситуации.

2

1

1

Зачёт.

2.4

Сквозной удар.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

2.5

Шахматная нотация.

2

1

1

Зачёт.

Тактика.

36

12

24

-

2.1

2.2

3.

Наблюдение,
игры.
Зачёт.

4

3.1

Жертва фигуры.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

3.2

Отвлечение.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

3.3

Связка. Защита от связки.

8

2

6

Устная проверка
знаний.

3.4

Двойной удар.

4

1

3

Тестирование.

3.5

Вскрытая атака.

4

2

2

Наблюдение.
Зачёт.

3.6

Удаление защитника.

4

1

3

Тестирование.

3.7

Вилка.

4

1

3

Тестирование.

3.8

Завлечение.

4

1

3

Наблюдение.
Зачёт.

4.

Стратегия.

20

6

14

-

4.1

Пешечная структура.

8

2

6

Тестирование.

4.2

Избавление
фигур.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

4.3

Контроль за центром.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

4.4

Использование ладьи.

2

1

1

Тестирование.

4.5

Развитие

2

1

1

Тестирование.

Дебют.

22

6

16

-

5

от

плохих

5

5.1

Открытые дебюты.

8

2

6

Наблюдение.
Устная проверка
знаний.

5.2

Закрытые дебюты.

8

2

6

Тестовые
задания.

5.3

Полуоткрытые дебюты.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

6

Эндшпиль.

20

7

13

-

6.1

Пешечные эндшпили.

10

4

6

Внутри
групповые
соревнования.

6.2

Маневрирование королей.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

6.3

Ладейные эндшпили.

4

1

3

Тестирование.

7

Консультационные
партии.

6

2

4

-

7.1

Анализ партий.

6

2

4

Наблюдение.
Зачёт.

8

Решение
задач.

6

2

4

-

8.1

Провести
решения задач.

6

2

4

Наблюдение.
Зачёт.

9

Шахматный кодекс.

4

2

2

Тестирование.

10

Участие в турнирах.

10

2

8

Внутри
групповые
соревнования.
Муниципальный
шахматный
турнир.
Региональные
шахматные
турниры.

шахматных
конкурс

6

11
Итоговое занятие
Итого часов:

2
144

45.5

2
98.5

Содержание учебного плана
1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Знакомство с содержанием программы.
Теория: План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения за шахматной доской. Организационные вопросы.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
2. Раздел: Повторение базовых знаний шахматной игры.
2.1 Тема: Ходы и взятие фигур. Особые ходы: рокировка, превращение
пешки, взятие пешки на проходе.
Теория: Ходы и взятие фигур. Особые ходы: рокировка, превращение пешки,
взятие пешки на проходе.
Практика: Игровая практика.
2.2 Тема: Нападение и защита. Шах, мат и пат.
Теория: Определение понятий: шах, мат и пат. Нападение и защита.
Практика: Игровая практика.
2.3 Тема: Простейшие матовые ситуации.
Теория: Простейшие матовые ситуации: мат королём и ферзем, мат ферзем
и ладьёй.
Практика: Игровая практика.
2.4 Тема: Сквозной удар.
Теория: Определение сквозного удара. Сквозной удар — нападение
дальнобойной фигурой на неприятельскую, за которой на линии действия
расположена другая равная или менее ценная неприятельская фигура. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.5 Тема: Шахматная нотация.
Теория: Что такое нотация?
Практика: Запись шахматной партии. Запись начального положения
шахматной партии.
3.Раздел: Тактика.
3.1 Тема: Жертва фигуры.
Теория: Использование различных жертв фигур. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.2 Тема: Отвлечение.
Теория: Что такое отвлечение? Отвлечение - заставить фигуру противника
покинуть своё место, на котором она выполняла важные функции по защите.
При отвлечении обычно жертвуют фигуру или пешку, чтобы получить
преимущество.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
7

3.3 Тема: Связка. Защита от связки.
Теория: Определение связки. Связка - когда фигура соперника нападает на
вашу фигуру, которая заслоняет собой другую вашу фигуру.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.4 Тема: Двойной удар.
Теория: Определение двойного удара. Двойной удар - это когда делая ход
одновременно нападают на две фигуры, или пешки, или поля. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.5 Тема: Вскрытая атака.
Теория: Вскрытая атака - это обычная тактика, которая происходит, когда
одна фигура уходит и обнажает атаку другой фигуры позади неё. В
комбинациях уходящая фигура обычно приносится в жертву с шахом.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.6 Тема: Удаление защитника.
Теория: Удаление защитника - это обычная шахматная тактика,
используемая для выигрыша материала в шахматах. Важно, чтобы ваши
фигуры были защищены. Однако существуют способы удаления защитников
вашего противника, которые оставляют другие фигуры открытыми для атаки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.7 Тема: Вилка.
Теория: Когда одна фигура атакует две или более фигур одновременно, это
называется вилкой. Когда вы делаете вилку на фигуры, сопернику может быть
трудно защитить все их сразу. Каждая фигура на доске может делать вилку,
даже пешки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.8 Тема: Завлечение.
Теория: Что такое завлечение? Завлечение - это ход, который заставляет
фигуру или пешку соперника встать на “плохое” поле, чтобы потом
использовать её неудачное расположение.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
4.Раздел: Стратегия.
4.1 Тема: Пешечная структура.
Теория: Основные принципы шахматной стратегии. Пешечная структура.
Практика: Игровая практика.
4.2 Тема: Избавление от плохих фигур.
Теория: Основные принципы. Определение плохих фигур, не являющих на
ход игры.
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Контроль за центром.
Теория: Почему важно контролировать центр.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
4.4 Тема: Использование ладьи.
Теория: Различные способы использования ладьи.
Практика: Игровая практика.
8

4.5 Тема: Развитие.
Теория: Что такое развитие.
Практика: Игровая практика.
5.Раздел: Дебют.
5.1 Тема: Открытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели открытых дебютов.
Практика: Игровая практика.
5.2 Тема: Закрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели закрытых дебютов
Практика: Игровая практика.
5.3 Тема: Полуоткрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов.
Практика: Игровая практика.
6.Раздел: Эндшпиль.
6.1 Тема: Пешечные эндшпили.
Теория: Типичные позиции.
Практика: Игровая практика.
6.2 Тема: Маневрирование королей.
Теория: Активность короля.
Практика: Игровая практика.
6.3 Тема: Ладейные эндшпили.
Теория: Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Важнейшие
ресурсы защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или
энергичные продвижения имеющейся проходной. Примеры ладейных
эндшпилей с лишней пешкой, примеры позиций, где у одной из сторон лучше
пешечные расположения или лучшее положение короля.
Практика: Игровая практика.
7.Раздел: Консультационные партии.
7.1 Тема: Анализ партий.
Теория: Провести консультационные партии.
Практика: Провести анализ сыгранных партий.
8.Раздел: Решение шахматных задач.
8.1 Тема: Провести конкурс решения задач.
Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов.
Практика: Решают комбинационные примеры и задачи с определением
времени на каждое задание.
9.Раздел: Шахматный кодекс.
9.1 Тема: Шахматный кодекс.
Теория: Необходимость соблюдения каждым шахматистом, независимо от
его квалификации, нравственно-этических норм. Знакомство с шахматным
кодексом РФ, международными правилами ФИДЕ. Системы проведения
соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.
Практика: Игровая практика.
10.Раздел: Участие в турнирах.
9

10.1 Тема: Шахматный турнир.
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Провести турниры внутри группы, турниры между группами.
Участие в муниципальных шахматных соревнованиях.
11.Раздел: Итоговое занятие.
Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся. Определить
дальнейшие планы.
Учебный план 2 модуля (2 года обучения)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Все Теор Прак
го
ия
тика
2
1.5
0.5

Формы
аттестации/
контроля
-

1.

Вводное занятие.

1.1

Знакомство
с
содержанием программы.
План работы на год.
Инструктаж по технике
безопасности.
Правила
поведения за шахматной
доской. Организационные
вопросы.

2

1.5

0.5

Наблюдение,
игры.
Зачёт.

2.

Повторение
базовых
знаний
шахматной
игры.
Ходы и взятие фигур.
Особые ходы: рокировка,
превращение
пешки,
взятие пешки на проходе.
Нападение и защита. Шах,
мат и пат.

28

11

17

-

2

1

1

Устная проверка
знаний.

2

1

1

Тестирование.

2.3

Простейшие
ситуации.

матовые

2

1

1

Зачёт.

2.4

Сквозной удар. Двойной
удар.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

2.5

Шахматная нотация.

2

1

1

Зачёт.

2.6

Жертва фигуры.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

2.1

2.2

10

2.7

Отвлечение.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

2.8

Связка. Защита от связки.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

2.9

Вилка.

4

1

3

Тестирование.

2.10

Завлечение.

4

1

3

Наблюдение.
Зачёт.

3.

Тактика

8

4

4

-

3.1

Взлом.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

3.2

Вскрытое нападение.

2

1

1

Тестирование.

3.3

Голый король.

2

1

1

Наблюдение.

3.4

Перезагрузка.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

4.

Стратегия.

12

5

7

-

4.1

Основные
принципы 2
шахматной стратегии

1

1

Тестирование.

4.2

2

1

1

Зачёт.

4.3

Владение
важными
полями и наличие слабых
полей
Активность фигур.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

4.4

Владение центром.

2

1

1

Устная проверка
знаний.

4.5

Перевес в пространстве.

2

1

1

Тестирование.

11

5

Дебют.

18

4

14

-

правила

6

1

5

Наблюдение.
Устная проверка
знаний.

закрытые

8

2

6

Тестовые
задания.

5.1

Три золотые
дебюта.

5.2

Открытые
дебюты.

5.3

Полуоткрытые дебюты.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

6

Эндшпиль.

32

8

24

-

6.1

Пешечные окончания.

8

2

6

Внутри
групповые
соревнования.

6.2

Правило
квадрата.
Отталкивание плечом.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

6.3

Легкофигурный эндшпиль

6

2

4

Наблюдение.

6.4

Ферзевый эндшпиль.

6

1

5

Зачёт.

6.5

Позиция Филидора.

6

1

5

Устная проверка
знаний.

7.

Шахматные
комбинации.

22

6

16

-

7.1

Патовые комбинации.

6

1

5

Зачёт

7.2

Комбинации на вечный
шах.

4

1

3

Устная проверка
знаний.

7.3

Итальянская партия.

6

2

4

Наблюдение.

7.4

Северный гамбит.

6

2

4

Устная проверка
знаний.

и

12

8

Решение
задач.

шахматных

8.1

Провести
решения задач.

9
10

6

2

4

-

6

2

4

Наблюдение.
Зачёт.

Шахматный кодекс.

4

2

2

Тестирование.

Участие в турнирах.

10

2

8

Внутри
групповые
соревнования.
Муниципальный
шахматный
турнир.
Региональные
шахматные
турниры.

2
144

45.5

2
98.5

конкурс

11
Итоговое занятие
Итого часов:

Содержание учебного плана
1. Раздел: Вводное занятие.
1.1 Тема: Знакомство с содержанием программы.
Теория: План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения за шахматной доской. Организационные вопросы.
Практика: Формирование группы, введение в программу. Микро-игра
«Снежный ком».
2. Раздел: Повторение базовых знаний шахматной игры.
2.1 Тема: Ходы и взятие фигур. Особые ходы: рокировка, превращение
пешки, взятие пешки на проходе.
Теория: Ходы и взятие фигур. Особые ходы: рокировка, превращение пешки,
взятие пешки на проходе.
Практика: Игровая практика.
2.2 Тема: Нападение и защита. Шах, мат и пат.
Теория: Определение понятий: шах, мат и пат. Нападение и защита.
Практика: Игровая практика.
2.3 Тема: Простейшие матовые ситуации.
Теория: Простейшие матовые ситуации: мат королём и ферзем, мат ферзем
и ладьёй.
Практика: Игровая практика.
2.4 Тема: Сквозной удар. Двойной удар.
13

Теория: Определение сквозного удара. Сквозной удар — нападение
дальнобойной фигурой на неприятельскую фигуру, за которой на линии
действия расположена другая равная или менее ценная неприятельская фигура.
Определение двойного удара. Двойной удар - это когда, делая ход
одновременно нападают на две фигуры, или пешки, или поля. Защита.
Практика: Использование данных тактик в шахматной игре.
2.5 Тема: Шахматная нотация.
Теория: Что такое нотация?
Практика: Запись шахматной партии. Запись начального положения
шахматной партии.
2.6 Тема: Жертва фигуры.
Теория: Использование различных жертв фигур. Защита.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.7 Тема: Отвлечение.
Теория: Что такое отвлечение? Отвлечение - заставить фигуру противника
покинуть своё место, на котором она выполняла важные функции по защите.
При отвлечении обычно жертвуют фигуру или пешку, чтобы получить
преимущество.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.8 Тема: Связка. Защита от связки.
Теория: Определение связки. Связка - когда фигура соперника нападает на
вашу фигуру, которая заслоняет собой другую вашу фигуру.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.9 Тема: Вилка.
Теория: Когда одна фигура атакует две или более фигур одновременно, это
называется вилкой. Когда вы делаете вилку на фигуры, сопернику может быть
трудно защитить все их сразу. Каждая фигура на доске может делать вилку,
даже пешки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
2.10 Тема: Завлечение.
Теория: Что такое завлечение? Завлечение - это ход, который заставляет
фигуру или пешку соперника встать на “плохое” поле, чтобы потом
использовать её неудачное расположение.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.Раздел: Тактика.
3.1 Тема: Взлом.
Теория: Идея взлома – жертва материала для разрушения пешечнофигурного прикрытия неприятельского короля с последующей стремительной
атакой на него.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.2 Тема: Вскрытое нападение.
Теория: Познакомить новым тактическим приёмом. Вскрытый шах –
разновидность этого приёма.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
14

3.3 Тема: Голый король
Теория: Значение открытых линий. Основные принципы атаки на короля,
лишённого пешечного прикрытия.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
3.4 Тема: Перезагрузка.
Теория: Определение сущности перезагрузки.
Практика: Использование данной тактики в шахматной игре.
4. Раздел: Стратегия.
4.1 Тема: Основные принципы шахматной стратегии.
Теория: Основные принципы шахматной стратегии.
Практика: Игровая практика.
4.2 Тема: Владение важными полями и наличие слабых полей.
Теория: Основные принципы.
Практика: Игровая практика.
4.3 Тема: Активность фигур.
Теория: Основные принципы активности шахматных фигур.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
4.4 Тема: Владение центром.
Теория: Почему важно контролировать центр.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
4.5 Тема: Перевес в пространстве.
Теория: Значение перевеса.
Практика: Игровая практика.
5.Раздел: Дебют.
5.1 Тема: Три золотые правила дебюта.
Теория: Золотые правила дебюта.
Практика: Игровая практика.
5.2 Тема: Открытый дебют. Закрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели открытых и закрытых дебютов
Практика: Игровая практика.
5.3 Тема: Полуоткрытый дебют.
Теория: Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов.
Практика: Игровая практика.
6.Раздел: Эндшпиль.
6.1 Тема: Пешечные окончания.
Теория: Типичные позиции.
Практика: Игровая практика.
6.2 Тема: Правило квадрата. Отталкивание плечом.
Теория: Правило квадрата.
Практика: Игровая практика.
6.3 Тема: Легкофигурный эндшпиль.
Теория: Легкофигурный эндшпиль.
Практика: Игровая практика.
6.4 Тема: Ферзевый эндшпиль.
15

Теория: Ферзевый эндшпиль.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
6.5 Позиция Филидора.
Теория: Позиция Филидора.
Практика: Использование данной стратегии в шахматной игре.
7.Раздел: Шахматные комбинации.
7.1 Тема: Патовые комбинации.
Теория: Патовые комбинации.
Практика: Игровая практика.
7.2 Тема: Комбинации на вечный шах.
Теория: Комбинации на вечный шах.
Практика: Игровая практика.
7.3 Тема: Итальянская партия.
Теория: Итальянская партия.
Практика: Игровая практика.
7.4 Тема: Северный гамбит.
Теория: Северный гамбит.
Практика: Игровая практика.
8.Раздел: Решение шахматных задач.
8.1 Тема: Провести конкурс решения задач.
Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов.
Практика: Решают комбинационные примеры и задачи с определением
времени на каждое задание.
9.Раздел: Шахматный кодекс.
9.1 Тема: Шахматный кодекс.
Теория: Необходимость соблюдения каждым шахматистом, независимо от
его квалификации, нравственно-этических норм. Знакомство с шахматным
кодексом РФ, международными правилами ФИДЕ. Системы проведения
соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.
Практика: Игровая практика.
10.Раздел: Участие в турнирах.
10.1 Тема: Шахматный турнир.
Теория: Правила проведения шахматного турнира.
Практика: Провести турниры внутри группы, турниры между группами.
Участие в муниципальных шахматных соревнованиях.
11.Раздел: Итоговое занятие.
Практика: Провести промежуточную аттестацию учащихся. Определить
дальнейшие планы.
1.4. Планируемые результаты
Личностные, у обучающихся будут сформированы:
- навыки коммуникабельности;
- навыки целеустремленности, организованности;
16

- уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Метапредметные, обучающиеся будет уметь:
- логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, находить
нестандартные решения;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные, обучающиеся будет знать:
- основополагающие принципы ведения шахматной партии;
- основные шахматные понятия;
- как проводить элементарные шахматные комбинации;
- как планировать нападение на фигуры противника и организовать защиту
своих фигур,
- как использовать полученные знания в процессе игровой практики за
шахматной доской.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете с наличием
необходимой материально - технической базы (наборы шахмат,
демонстративная доска), шахматные часы.
Кабинет 34 кв.м., шкафы для методических пособий, дидактического и
выставочного материала, стол для педагога, столы для учащихся – 6 шт., стулья
14 шт.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: аудио, видео,
фото, интернет источники, литература: учебные пособия, справочные пособия,
наглядный материал и др.
3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Брусененко Л.И., имеющая высшее педагогическое образование (ДВГУ),
курсовую переподготовку в 2019 году.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы.
Результативность освоения обучающимися программы осуществляется
через различные формы отслеживания образовательных результатов.
Для исследования уровня усвоения обучающимися объема полученных
знаний, умений и навыков, эффективности обучения по программе проводятся
три вида контроля:
17

- вводный контроль: исследование знаний детей в начале года до начала
занятий (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа);
- промежуточный контроль: исследование уровня обученности детей в
середине учебного года (тест, практическое задание);
- итоговый контроль – конец учебного года (апрель-май) (тестирование на
знание теоретического материала, теоретическое и практическое итоговое
занятие).
Формы аттестации.
Используются следующие формы аттестации: педагогическое наблюдение,
игра, устная проверка знаний, тестирование, зачёт, участие в шахматных
турнирах.
Педагогическое наблюдение - одна из самых распространённых и
наиболее доступных форм аттестации. Наблюдение требует от исследователя
точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Наблюдая за
игрой детей, педагог выявляет ошибки обучающихся, степень усвоения
полученных знаний, умений и навыков.
Игра - одна из важнейших форм при проведении аттестации. Виды игр для
детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют
развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических
способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке,
учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый
план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно
соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды
дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные
программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит
для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Устная проверка знаний (устный опрос) — метод контроля,
позволяющий не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но
и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Но время
индивидуального опроса отвечает один ребёнок, остальные дети слушают его,
наблюдают за его действиями. Во время фронтального опроса организуется
беседа, в которую педагог включает всех детей. При этом происходит
непосредственный контакт педагога с детьми.
Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину
усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени педагог уточняет,
насколько вся группа усвоила основные представления об изучаемом материале
или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания,
устанавливать простейшие связи.
Тестирование позволяет объективно оценивать качество усвоения
полученных знаний, используя тесты. Тесты – это задание, состоящее из ряда
вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае
одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об
18

уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков
обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания
на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании
индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся
выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и
практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование).
Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах,
проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Участие в шахматных турнирах позволяет выявить победителей,
определить сильные и слабые стороны ребят, проанализировать ошибки и
сделать выводы.
Соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес
обучаемых к получению новых знаний, которые немедленно находят
практическое применение в шахматных партиях между детьми.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материалы анкетирования и тестирования, отзывы детей и родителей (законных
представителей).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностические и аналитические материалы по итогам проведения
диагностики, участие в шахматных турнирах, грамоты, дипломы, фото, статьи и
др.
2.3 Методические материалы
Формы организации работы в коллективе:
- работа по группам;
- индивидуальная работа;
- коллективная работа.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического
процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с
учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от
простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,
дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей,
интересов;
- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой
работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации
личности в коллективе;
19

- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии,
решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение
педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный
метод
предполагает
активизацию
самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного
мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности.
Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной
активности. Метод способствует формированию объективности самооценки,
критичности мышления.
Список литературы для педагога
1. Гурвич А.С. Этюды. // Физкультура и спорт. 2018.
2. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
3. Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
4. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочие программы:
уч. пособие для общеобразовательных организаций. М.: Изд-во «Просвещение»,
2017.
5. Сокольский А.П. Внимание, ловушка! М.: Изд-во «Русский Шахматный
Дом»,2017.
20

Список литературы для обучающихся
1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. М.: Изд-во
«Терра-спорт», 2000.
2. Авербах Ю. Л. Школа середины игры. М.: Изд-во «Терра-спорт», 2001.
3. Владимиров Я. Г. 1000 приключений на шахматной доске. М.: Изд-во
«АСТ», 2007.
4. Губницкий, С.Б. Новый полный курс шахмат для новичков и не очень
опытных игроков. М.: Изд-во «Астрель», 2010.
5. Калиниченко Н. М. Шахматная тактика: начальный курс. М.: Изд-во
«ФАИР-ПРЕСС», 2008.
6. Карпов А. Е. Все о шахматах. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2001
7. Пожарский В. А. Школа шахмат. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс, 2008.
8. Эстрин Я. Б. Шахматные дебюты: полный курс. М.: Изд-во «ФАИРПРЕСС», 2006.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

36

Количество учебных дней

72

72

1 полугодие

02.09.202428.12.2024

02.09.202428.12.2024

2 полугодие

08.01.202530.05.2025

08.01.202530.05.2025

Возраст детей, лет

10-12

13-14

Продолжительность занятия, час

2

2

Режим занятия

2 раза/нед.

2 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

144

144

Продолжительность
учебных периодов

2.5 Календарный план воспитательной работы
№

Мероприятие

Направление
деятельности

Дата
проведения

Ответственный
21

СЕНТЯБРЬ
1.

Тематическая встреча с
инспектором ГИБДД
«Безопасность дорожного
движения»

Профилактика
правонарушений

25-29 сентября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

20 октября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Профилактика ЗОЖ

1 ноября

Духовнонравственное
воспитание

22 ноября

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

ОКТЯБРЬ
2.

Научноразвлекательное
мероприятие
«Электробезопасность»

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
НОЯБРЬ

3.

4.

Беседа «Алкоголь и
курение – враги
растущего организма»
Игровая программа,
посвященная Дню матери

ДЕКАБРЬ
5.

Акция «Новогодние
украшения своими
руками»

Художественноэстетическое
воспитание

15-25 декабря

Педагогорганизатор.
Педагоги
дополнительного
образования.

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

15 января

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Гражданскопатриотическое
воспитание

25 января

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

14 февраля

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

ЯНВАРЬ
6.

7.

Беседа «Осторожно
гололед» и «Оказание
первой помощи при
травмах».
Тематическая встреча с
просмотром кинофильма,
посвященная Дню снятия
блокады Ленинграда

ФЕВРАЛЬ
8.

Профилактическая
беседа «Ловкие сети»,
посвященная Всемирному
дню безопасного
интернета

Социальное
воспитание

22

МАРТ
9.

Всемирный женский
день

10.

Мероприятие,
посвященное
Всемирному дню театра

Художественноэстетическое
воспитание
Духовнонравственное
воспитание

1-6 марта
27 марта

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР
Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

АПРЕЛЬ
11.

Акция «Твори добро»,
посвященная Весенней
недели добра

Социальное
воспитание

15-22 апреля

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Гражданскопатриотическое
воспитание

1-9 мая

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

Профилактика
правонарушений

30 мая

Педагогорганизатор, зам.
директора по УВР

МАЙ
12.

13.

Мероприятия,
посвящённые 80
годовщине победы в
ВОВ.
Беседы о правилах
поведения на воде

Список использованной литературы
1.
Барский В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения.
Методическое пособие. М. Изд-во: «Вако», 2021 г.
2.
Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. М. Изд-во: «Издательство
Калиниченко», 2024 г.
3.
Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов. М. Изд-во:
«Издательство Калиниченко», 2024 г.
4.
Костенюк А. Играй как я! Как стать гроссмейстером в 14 лет. г.
Ростов-на-Дону. Изд-во: «Феникс-Т», 2020 г.
5.
Шульман Б.Я. Шахматы для детей. М. Изд-во: «Солон-пресс», 2022
г.

23

Приложение 1
Мониторинг стартового уровня детей
Состояние начало года Возраст 10 - 14 лет
№ Список Элементарные Ориентировка Представление Умение
Итог
детей
знания
об на плоскости о шахматных определять
игре
фигурах
начальное
положение
фигур

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние первое полугодие Возраст 10 - 12 лет
№ Список Знание
Ход каждой «Взятие» Итог
Общий
детей
каждой
фигуры
в каждой
шахматной уровень
фигуры
в отдельности фигуры партии
отдельности

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Мониторинг усвоения детьми образовательной программы
Состояние второе полугодие Возраст 10 - 12 лет
№ Список Ход каждой Знание
Ценность Умение Общий
детей
фигуры
в дебюта,
фигур
ставить уровень
отдельности миттельшпиля,
шах и
эндшпиля
мат

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.
Промежуточная аттестация учащихся 1 года обучения:
Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
24

- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право
хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку,
за которой спрятана другая фигура.
5.Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем
белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил
педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить,
можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли
белая ладья убить слона?

25

3. Умение ставить «шах».
Шах королю:

4. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5. Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

26

Приложение 2
Мониторинг усвоения детьми второго года обучения
образовательной программы
Состояние первое полугодие Возраст 13 - 14 лет
№ Список Ход каждой Знание
Ценность Умение Общий
детей
фигуры
в дебюта,
фигур
ставить уровень
отдельности миттельшпиля,
шах и
эндшпиля
мат

Уровни: Высокий (В), Средний (С), Низкий (Н) в процентном эквиваленте.

Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения
Теоретические задания.
1. Знание «правила квадрата пешки».
«Правило квадрата пешки» - это…:
- если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём
ходе вступает в этот квадрат, то пешка задерживается;
- если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём
ходе вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя.
2. Знание «оппозиции».
«Оппозиция» - это…:
- это противостояние королей на нечетное количество клеточек;
- - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью
жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку,
за которой спрятана другая фигура.
3. Знание классификации дебютов.
Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый,
закрытый):
Е4E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
D4 E5
1.
Открытый дебют
2.
Полуоткрытый дебют
3.
Закрытый дебют
E4 E6
27

1.
2.
4.

Открытый дебют
Полуоткрытый дебют
Закрытый дебют

5.
Знание понятия «дебют».
«Дебют» - это…:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
6.
Знание понятия «пешечный прорыв».
«Пешечный прорыв» - это…:
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью
жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку,
за которой спрятана другая фигура;
- это домик для короля.
Практические задания.
1. Умение пользоваться «правилом квадрата».
Ходит ли черный король в квадрат пешки?

2. Умение пользоваться «правилом квадрата».
Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью:

3. Умение разыгрывать дебюты.
Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке.
4. Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара:
28

5. Умение применять тактические удары на практике.
Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения:

Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий.
Приложение 3
Тест.
1.Какая фигура всегда остаётся на доске до конца игры?
А) Ферзь
Б) Король
В) Пешка
2.В какой стране придумали шахматы?
А) В Китае
Б) В России
В) В Индии
3.Что получает король в конце игры?
А) Щелчок по носу
Б) Шах
В) Мат
4.Как называется система записи шахматной партии?
29

А) Нотная грамота
Б) Нотация
В) Шифровка
5.Как называются самые крупные шахматные соревнования на планете?
А) Турнир
Б) Соревнование
В) Олимпиада
6.Как называется самое высокое звание, которое дают шахматистам?
А) Мастер
Б) Кандидат в мастера
В) Гроссмейстер
7.В каком случае шахматы называют быстрыми или активными? Когда на
партию для каждого игрока отводится:
А) 2,5 часа
Б)1 час
В)10 минут
8.Как по - другому можно назвать шахматную партию?
А) Комбинация
Б) Оборона
В) Игра, поединок/
9. Фигуры какого цвета всегда начинают партию первыми?
А) Чёрные
Б) Белые
10.Как называется одновременный ход короля и ладьи?
А) Манёвры
Б) Ловушка
В) Рокировка
11.Какие фигуры разного цвета никогда не встречаются в игре?
А) Ладьи
Б) Слоны разнопольные
В) Пешки
Проверьте ответы:
30

1. Король всегда остаётся на доске до конца игры.
2. Если игрок просмотрел отличный ход или потерял нечаянно фигуру, это
невнимание к игре называется зевок.
3. Шахматы придумали в Индии.
4. В конце игры король получает мат (шах, это ещё не конец игры).
5. Система записи шахматной партии называется нотация. Если игра идёт
по переписке, то такая запись называется цифровой нотацией.
6. Самые крупные шахматные соревнования на планете называются
Олимпиадой.
7.

Самым

высоким

званием

для

шахматиста

является

звание

Гроссмейстера.
8. Быстрыми или активными называются шахматы, когда на игру даётся
очень мало времени - 10 минут.
9. Шахматную партию по - другому можно назвать: игра или поединок.
10. Игру всегда начинают только фигуры белого цвета.
11. Одновременный ход короля и ладьи называется Рокировка.
12. Разнопольные слоны не могут атаковать друг друга.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».