ДОП Хореография

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Идея дополнительной общеразвивающей программы «Хореография»
состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой
реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным
потребностям,

Данная

программа

учитывает

специфику

социально-

демографической обстановки и потребности населения округа, что даёт основу
для социального и профессионального самоопределения и самореализации.
Также ведущей линией программы является реализация здоровьесберегающей
компоненты развития обучающихся посредством совмещения художественноэстетического

и

физически

развивающего

направлениями,

в

связи

с

недостаточным суммарным потенциалом здоровья детей и молодёжи.
Современный

социальный

заказ

хореографического

направления

обусловлен

образования

детей,

которые

на

выдвигаются

дополнительное
задачами
в

образование

художественного

концепции

модернизации

российского образования. В ней подчеркивается важность художественной
направленности,

использования

познавательных

и

воспитательных

возможностей предметов художественной направленности, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус,
нравственность.
Направленность программы - художественная.
Язык реализации программы – русский.
Уровень освоения программы – базовый.
Программа предназначена для обучения детей основам хореографического
искусства,

развития

общефизических,

артистических,

исполнительских

способностей, воспитания высоких эстетических критериев, необходимых для
достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного
развития ребёнка. Содержание программы разработано в соответствии с
2

требованиями

программ

нового

поколения,

что

позволяет

выстроить

индивидуальный план развития каждого учащегося и группы в целом.
Адресат программы: коллективные объединения детей младшего,
среднего и старшего школьного возраста 7 – 15 лет. Программа ориентирована
на обучающихся Октябрьского муниципального округа без какого-либо
ограничения по полу, без конкурсных отборов и независимо от наличия у детей
природных и специальных физических данных.
Особенности организации образовательного процесса
Состав групп – постоянный, наполняемость 12-22 человека.
Объём программы – 648 часов.
Срок реализации программы – 3 года.
Первый 1 год обучения предполагает зачисление обучающихся 7-9 лет по
желанию, на основе наличия интересов и мотивации к изучению данной
предметной области.
На 2 год обучения зачисляются дети 10-12 лет после освоения программы
1 года обучения, либо на основе собеседования с обучающимся.
Зачисление 3 год обучения производится для детей 13-15 лет на
основании усвоения учебного материала 2 года обучения, либо на основе
индивидуального собеседования с ребёнком.
Приём детей по программе носит добровольный характер.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность занятия – 2 академических часа.
1 час равен 30 мин. – для детей до 8 лет,
1 час равен 40 мин. – для детей 8-15 лет.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, в зависимости от учебного плана и
предстоящего конкурсно-концертного мероприятия, репетиции.
Форма обучения – очная.
Теория преподносится в форме беседы, презентации, экскурсии.
Практические занятия проходят в форме этюда, репетиции, тренинга,
мастер-класса, концерта, конкурса, фестиваля.
3

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование базовых знаний и умений в области
хореографического искусства у детей 7-15 лет Октябрьского муниципального
округа путём тренировочных и репетиционных занятий.
Задачи программы
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности.
Развивающие:
1. Развивать активную жизненную позицию.
2. Развивать музыкально-ритмические способности детей.
Обучающие:
1. Обучать

музыкально-ритмическим

основам

правильного

и

выразительного движения в области хореографии, актёрского мастерства.
2. Изучать особенности народных культур в области танца, костюма,
музыки, духовно нравственных ценностей.
3. Обучать исполнению современного и эстрадного танца различной
стилевой окраски.
4. Обучать формам развития физических данных, необходимым для
исполнения хореографических постановок.
5. Изучать основные понятия, терминологию в области хореографического
искусства.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№

Наименование разделов

Количество часов
Всего Теория Практика

1

Введение в программу

4

2

2

2

Музыкально-ритмическая
деятельность

52

8

44

4

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос,
мониторинг, игра
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы

3

Элементы классического танца

46

8

38

4

Элементы
танца

народно-сценического

46

8

38

5

Постановочная
работа.
Репетиционная работа. Творческая
деятельность

37

8

29

6

Творческие отчёты

21

0

21

7

Мероприятия
воспитательнопознавательного характера

10

0

10

Итого:

216

34

182

Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт
Конкурс.
Фестиваль.
Отчетный
концерт
Наблюдение

Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Раздел: Введение в программу
Теория. Нормативы объединения. Цель, задачи объединения. Техника
безопасности. Правила и нормы поведения в объединении, на занятии,
требованиями к форме одежды. Формы и способы работы на занятии.
Практика. Разминка. Упражнения и игры на выявление чёткости слуха,
ритма, такта у обучающихся. Тренировочная эвакуация.
2. Раздел: Музыкально-ритмическая деятельность
Теория. Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно).
Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая – медленная,
весёлая – грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие,
логика поворота вправо и влево. Соотнесение пространственных построений с
музыкой. Такт и затакт. Характер счёта, построение музыкальной фразы.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в
темпе и ритме музыки, шаг на месте вокруг себя, вправо, влево.
Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые)
продвижение на углах с прыжком (вправо и влево). Фигурная маршировка с
перестроением из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно.
Продвижение по кругу (внешнему и внутреннему), звёздочка, конверт.
5

Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой. Танцевальные
шаги в образах, например оленя, журавля, лисы, мышки, кошки, медведя, птички
и т.д. Дирижерский жест – тактирование на 2/4, 3/4, 4/4. Выделения сильной
доли. Спортивно-танцевальная разминка, растяжка. Упражнения на ориентацию
в ограниченном пространстве репетиционного зала; основные фигуры-рисунки
танца.
3. Раздел: Элементы классического танца
Теория:

Базовые

элементы

классической

хореографии.

Движения

классического танца. Специфика танцевального шага и бега. Техника
тренировки суставно-мышечного аппарата. Упражнения на выработку осанки,
опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и
тазобедренного суставов. Позиции и положения рук и ног.
Практика. Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной
позиции, лицом к станку, держась одной рукой). Позиции – 1, 2, 3. Позиции рук
– подготовительная 1, 2, 3-я (разучивания на средине при неполной
выворотности), затем держась рукой, боком к станку. Деми-плие – приседания
лицом к станку по 1, 2, 3 позициям. Батман тандю – отработка натянутости лицом
к станку по 1, 3 позициям в сторону, вперёд, назад всей ноги в колене, подъеме,
пальцах. Деми рон де жамб пар тер – отработка круговых движений лицом к
станку с 1 позиции по точкам – вперёд, в сторону, в сторону вперед, назад в
сторону, в сторону назад для развития подвижности тазобедренного сустава.
Положение ноги сюр лек ку де пье обхватывая щиколотку опорной ноги.
4. Раздел: Элементы народно-сценического танца
Теория: Базовые элементы народной хореографии. Сюжет и темп
нескольких видов танцев. Особенности народных движений. Характерные
положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Практика. Отработка движений русского танца. Позиция рук – 1, 2, 3, на
талии. Шаги танцевальные с носка, простой шаг вперёд, переменный шаг вперёд.
Притоп, шаг с притопом в сторону, тройной притоп. Припадание на месте с
продвижением в сторону, поднявшись на полупальцы поставленной назад ноги.
6

То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й
позиции, затем приведение в исходную позицию. «Ковырялочка». Вращение на
подскоках по 1/4 круга.
5. Раздел: Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность
Теория. Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа.
Практика. Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и
композиций. Постановка танцевальных связок и композиций. Отработка
танцевальных номеров различной направленности.
6. Раздел: Творческие отчёты
Практика. Итоговые показы, открытые занятия. Концертная деятельность:
участие в концертах и конкурсах на уровне учреждения, коллектива и края.
Реализация изученных танцевальных постановок на концертных, фестивальных
и конкурсных мероприятиях. Участие в районных, краевых, всероссийских
акциях.
7. Раздел. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Практика.

Проведение

мероприятий

воспитательно-познавательного

характера согласно памятным датам и праздничным дням РФ (лекции, встречи,
беседы, экскурсии, игры, праздники).
Учебный план 2 год обучения
№

1
2

Наименование разделов
Введение в программу
обучения
Музыкально-ритмическая
деятельность

2

Количество часов
Всего Теория Практика
года

2

1

1

23

3

21

3

Элементы классического танца

28

4

24

4

Элементы
танца

28

4

24

народно-сценического

7

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы
Зачёт; оценка
итоговой работы
Зачёт; оценка
итоговой работы

5

Общая
(ОФП)

6

физическая

подготовка

46

6

40

Введение в актёрское мастерство

20

6

14

7

Постановочная
работа.
Репетиционная работа. Творческая
деятельность

58

6

52

8

Итоговые показы:

24

0

24

9

Мероприятия
воспитательнопознавательного характера

10

0

10

Итого:

216

30

186

Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы
Наблюдение;
оценка итоговой
работы
Конкурс.
Фестиваль.
Отчётный
концерт
Конкурс.
Фестиваль.
Отчётный
концерт
Наблюдение

Содержание учебного плана
1. Раздел: Введение в программу 2 года обучения
Теория. Цель и задачи 2 года обучения. Техника безопасности. Формы и
способы работы на занятии.
Практика. Разминка. Тренировочная эвакуация.
2. Раздел: Музыкально-ритмическая деятельность
Теория. Ориентация в пространстве и времени. Музыкальность. Развитие
отдельных групп мышц и подвижности суставов. Танцевальная музыка: марши
спортивные и военные, вальсы быстрые и медленные. Медленные хороводные и
быстрые плясовые русские танцы. Темповые обозначения: адажи, виво, ленто,
ларго, анданте, аллегро. Жанры музыки.
Практика. Подбор музыки для классического, современного и народного
танца с ярко выраженным ритмическим рисунком в медленном и среднем темпе.
Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные движения в образах.
Дальнейшее

освоение

репетиционного

и

сценического

пространства,

усложнение танцевальных рисунков-фигур; танцевальные перестроения.
3. Раздел: Элементы классического танца
Теория. Базовые элементы классической хореографии. Движения в
классическом танце. Уровень подъёма ног. Подготовительное движение руки.
Закрывание руки в подготовительное положение. Координация ног, рук и
8

головы. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка: подготовка к взлёту,
толчок, взлёт, фиксация положения ног, приземление, положение ног после
прыжка.
Практика. Повтор упражнений 1-го года обучения в более ускоренном
темпе. Упражнения у станка. Постановка корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 5, 4.
Позиции рук – подготовительная 1, 2, 3. Деми-плие в 1, 2, 3, 5 позициях, лицом
к станку, боком, держась одной рукой. Батман тандю с 1-ой позиции в сторону,
вперёд, назад. Батман тандю с 5-ой позиции в сторону, вперёд, назад. Батман
тандю с деми-плие – с 1-ой позиции, с 5-ой (раздельно, слитно). Деми рон де
жамб пар тер – лицом к станку, держась за станок одной рукой. Правила
постановки руки (держась за станок одной рукой). Подготовительный пор де бра.
Батман тандю жете – натянутые движения с броском из 1-ой позиции стоя лицом
к станку, в сторону – 2-ой позиции. Батман тандю пике – натянутые движения
ноги, колющий бросок. Батман фраппе – сильное ударяющее движение лицом к
станку, в сторону, вперёд и назад. Релеве лян на 45º – медленное поднимание
ноги стоя боком к станку, в 1-ой позиции. Прыжки: танлеве соте – по 1, 2, 5-ой
позициям.
4. Раздел: Элементы народно-сценического танца.
Теория. Базовые элементы народной хореографии. Техника выполнения
упражнений у станка и на середине. Точные позиции и положения движения рук
в танцах восточных республик. Контрастность стиля русских и восточных
танцев. Источники народных тем, сюжетов, их связь с образом жизни. Сказки,
игры детей разных национальностей, общее в них и разное. Правила народных
движений, основные координации и характерные рисунки и ходы русских и
восточных танцев.
Практика. Упражнения у станка. Подготовительные движения рук (из
подготовительного положения руки через 1-ю позицию во 2-ю на талию).
Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3 и 5-й открытым позициям,
плавные и резкие приседания. Упражнения на середине. Положение рук,
положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звёздочка, круг,
9

карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны на месте и с движением вперёд и назад.
Ходы: простой шаг с продвижением вперёд и назад. Притоп – удар всей ступней.
Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом
каблука на месте, с продвижением. «Гармошка» – одновременные повороты
обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно с продвижением в
сторону. Припадание на месте, с продвижением в сторону, с поворотом ¼.
«Ковырялочка» – без подскока, с подскоком. «Веревочка» (простая) – подряд, с
переступанием. «Молоточка» удар полупальцами в пол, от колена в прямом
положении с подскоком на другой ноге, на месте с продвижением.
5. Раздел: Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория. Основные задачи гимнастики. Растяжка всех групп мышц.
Партерная гимнастика. Элементы акробатики.
Практика. Спортивно-танцевальная разминка Упражнение для развития
шеи и плечевого пояса в первоначальных музыкальных раскладках: повороты
головы в положении «направо», «прямо», «налево»; наклоны и подъёмы головы
в положениях «прямо», «направо», «налево»; круговые движения головой по
кругу и целому кругу; поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание
и опускание плеч. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в
первоначальных музыкальных раскладках: разведение рук в стороны; подъёмы
рук вперёд на высоту 90°; отведение рук назад; подъёмы рук вверх и опускания
вниз через стороны; подъёмы рук вверх-вперёд и опускания вниз-вперёд;
сгибание рук в локтях в направлении: вверх-в стороны и вниз-в стороны;
сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны, вперёд, назад;
сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх-в стороны-вниз, вперёдв стороны-назад; сгибание кистей с руками, поднятыми вверх: в стороны-вверхв стороны, вперёд-вверх-назад; вращение кистями (наружу, внутрь) в
подготовительном положении; вращения кистями во II позиции; вращения
кистями с руками, поднятыми вверх. Упражнения на развитие поясничного
пояса: наклоны корпуса в стороны; наклоны корпуса вперёд. Упражнения на
развитие силы мышц и подвижности суставов ног. Упражнения, укрепляющие
10

мышцы спины: «День – ночь», «Змейка», «Самолётики» (подъём туловища в
положении лёжа с вытянутыми руками); развитие гибкости спины: «Рыбка»,
«Колечко» (прогиб в положении стоя на коленях), «Мостик» (из положения
лёжа, из положения стоя). Упражнения, развивающие подъём стопы:
вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой. Упражнение
«Воздушные пяточки» (напряжение и расслабление мышц ноги одновременно с
поднятием и опусканием стопы). Упражнения, развивающие гибкость
позвоночника: «Лодочка», «Складочка», «Колечко». Упражнения, укрепляющие
мышцы

брюшного

пресса:

«Ступеньки»,

«Ножницы».

Упражнения,

развивающие подвижность тазобедренного сустава: «Неваляшка», «Passe' с
разворотом колена». Упражнения развивающие выворотность ног: «Звёздочка».
Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага:
«Боковая растяжка», «Растяжка с наклоном вперёд», «Часы». «Лягушка»
(развитие выворотности бедра); шпагат (подготовительное упражнение).
6. Раздел: Введение в актёрское мастерство
Теория. Внутреннее действие – что я чувствую? Что со мной происходит?
Чего я хочу?
Практика. Музыкально-игровое творчество: «Ветерок». Упражнения по
наработке коллективного чувства локтя: «Встать по пальцам». Упражнения на
развитие пластики, двигательного аппарата, стимуляцию творчества, а также на
снятие мышечных зажимов и релаксацию: «Винни-Пух с Пяточком в гости к
Кролику идут». Упражнения направленные на умение слушать «Руки-ноги»,
«Ритмичный вход», «Пулемётная очередь»
7. Раздел. Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность
Теория: Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа.
Практика: Просмотр видеоматериала предыдущих выступлений, анализ.
Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и композиций.
11

Постановка танцевальных связок и композиций. Отработка танцевальных
номеров различной направленности.
8. Раздел: Итоговые показы
Практика. Открытые занятия. Концертная деятельность: участие в
концертах и конкурсах на уровне учреждения, коллектива и края. Участие во
всероссийских и международных конкурсно-фестивальных мероприятиях.
Выступления. Реализация изученных танцевальных постановок на концертных,
фестивальных и конкурсных мероприятиях. Участие в районных, краевых,
всероссийских акциях.
9. Раздел: Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Практика. Проведение мероприятий согласно памятным датам и
праздничным дням РФ (встречи, беседы, экскурсии, игры, праздники).
Учебный план 3 год обучения
№

Название раздела, темы

1

Введение в программу 3 года
обучения
Элементы классического танца

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

34

7

27

Элементы народно-сценического
танца
Общая физическая подготовка
(ОФП)

32

6

26

54

6

48

5

Мастерство актёра

24

10

14

6

Постановочная
работа.
Репетиционная работа. Творческая
деятельность

32

4

28

7

Итоговые показы

30

0

30

7

Мероприятия
воспитательнопознавательного характера
Итого:

8

0

8

216

34

182

2
3
4

12

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение;
опрос
Зачёт; оценка
итоговой работы
Зачёт; оценка
итоговой работы
Наблюдение,
зачёт; оценка
итоговой работы
Наблюдение;
оценка итоговой
работы
Конкурс.
Фестиваль.
Отчётный
концерт
Конкурс.
Фестиваль.
Отчётный
концерт
Наблюдение

Содержание учебного плана
1. Раздел: Введение в программу 3 года обучения
1.1. Тема: Знакомство с нормативами объединения.
Теория: Цель, задачи на 3 году обучения. Правила и нормы поведения в
объединении, на занятии, требования к форме одежды. Формы и способы работы
на занятии. Расписания занятий. Техника безопасности. Противопожарная
безопасность.
Практика. Разминка. Тренировочная эвакуация.
2. Раздел: Элементы классического танца
Теория: Базовые элементы классической хореографии. Движения в
классическом танце. Уровень подъёма ног. Подготовительное движение руки.
Закрывание руки в подготовительное положение. Координация ног, рук и
головы. Прыжки – с двух ног на две. Разные этапы прыжка. Движения связки.
Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра. Критерий
исполнительской деятельности (наличие логичности движения, грамотности,
музыкальности, актёрской выразительности). Выдающиеся современные балеты
и балетмейстеры.
Практика. Позиции ног 1, 2, 3, 5, 4. Позиции рук, подготовительная, 1, 2,
3. Деми плие в 1, 2, 3, 5 позициях лицом к станку и боком. Батман тандю с 1-ой
и с 5-ой позиции в сторону, вперёд, назад. Батман тандю с деми плие – с 1-ой
позиции, с 5-ой позиции (раздельно, слитно). Батман тандю жете из 1-ой позиции
лицом к станку в сторону 2-ой позиции. Батман тандю пике – натянутые
движения ноги, колющий бросок. Батман фраппе – сильно ударяющее движение
лицом к станку, в сторону, вперёд и назад. Релеве лян на 45º медленное
поднимание ноги стоя боком к станку в 1-ой позиции. Прыжки танлеве соте по
1, 2, 5-ой позициям. Па балансе – раскачивающиеся движения. 3/4 в темпе
медленного вальса. Перегибы корпуса (по свободной 1-й позиции) 3/4 темпмодерато. Пор де бра – 1-е, 2-е, 3-е, 3/4, анданте.

13

3. Раздел: Элементы народно-сценического танца
Теория. Базовые элементы народной хореографии. Упражнения у станка и
на середине. Точные позиции положения и движения рук в танцах восточных
республик. Контрастность стиля русских и восточных танцев. Источники
народных тем, сюжетов, их связь с образом жизни. Сказки, игры детей разных
национальностей, общее в них и разное. Правила народных движений, основные
координации и характерные рисунки и ходы русских и восточных танцев.
Происхождение

некоторых

украинских

народных

движений,

например

«Дорожка проста», «Дорожка плетена», «Тынок» и др.
Практика: Упражнения у станка. Подготовительные движения рук.
Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3 и 5-ой открытым позициям,
плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги
на носок с переводом стопы на ребро каблука (вперёд, в сторону, назад).
Переступание

на

полупальцах

в

разных

ритмических

сочетаниях.

«Ковырялочка». Скольжение по ноге в открытом положении («верёвочка»).
Маленькие броски от щиколотки с вытянутой стопой в открытом положении
(вперёд и в сторону). Подготовка к каблучным движениям. Упражнения на
середине. Положения рук, ног. Положения рук в групповых танцах в фигурах,
«звёздочка», круг, «карусель», «корзиночка», «цепочка». Поклоны на месте и с
движением вперёд и назад; ходы: простой шаг с продвижением вперёд и назад.
Притоп – удар всей ступней. Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная
дробь с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. «Гармошка» –
припадание на месте, с продвижением, с поворотом на 1/4. «Ковырялочка» без
подскока, с подскоком. «Верёвочка» (простая), подряд переступанием.
«Молоточка», на месте, продвижением.
4. Раздел: Общая физическая подготовка (ОФП).
Теория. Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Комплекс партерной гимнастики на гимнастических ковриках. Упражнения на
полу, или партерный экзерсис. Растяжка всех групп мышц. Партерная
гимнастика. Элементы акробатики.
14

Практика. Спортивно-танцевальная разминка. Повторение и закрепление
материала 1 и 2 годов обучения. Упражнение для развития шеи и плечевого пояса
в ускоренных музыкальных раскладках: повороты головы в положении
«направо», «прямо», «налево»; наклоны и подъёмы головы в положениях
«прямо», «направо», «налево»; круговые движения головой по кругу и целому
кругу; поднимание и опускание плеч; поочередное поднимание и опускание
плеч. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в ускоренном темпе:
разведение рук в стороны; подъёмы рук вперёд на высоту 90°; отведение рук
назад; подъёмы рук вверх и опускания вниз через стороны; подъёмы рук вверхвперёд и опускания вниз-вперёд; сгибание рук в локтях в направлении: вверх-в
стороны и вниз-в стороны; сгибание рук в локтях в направлении: вверх-вперёд и
вниз-вперёд; сгибания кистей в подготовительном положении: в стороны,
вперёд, назад; сгибание кистей с руками, раскрытыми в стороны: вверх-в
стороны-вниз, вперёд-в стороны-назад; сгибание кистей с руками, поднятыми
вверх: в стороны-вверх-в стороны, вперёд-вверх-назад; вращение кистями
(наружу, внутрь) в подготовительном положении; вращения кистями во
2 позиции; вращения кистями с руками, поднятыми вверх. Упражнения на
развитие поясничного пояса: перегибы корпуса назад; повороты корпуса вокруг
вертикальной оси; круговые движения корпуса. Упражнения на развитие силы
мышц и подвижности суставов ног. Упражнения, укрепляющие мышцы спины:
«Группировка» «Карандаш». Упражнения, развивающие подъём стопы:
разворот стопы из 6 позиции в 1 позицию. Упражнения, развивающие гибкость
позвоночника:

«Корзиночка»,

«Полумостик»,

«Мостик».

Упражнения,

укрепляющие мышцы брюшного пресса: «Плуг», «Уголок». Упражнения,
развивающие подвижность тазобедренных суставов: «Неваляшка», «Passe' с
разворотом колена». Упражнения, развивающие выворотность ног: «Лягушка»
во всех положениях, «Солнышко». Упражнения на растягивание мышц и связок
и развитие балетного шага. Шпагат вперёд с обеих ног Шпагат поперечный.

15

5. Раздел: Мастерство актёра
Теория. Импровизация. Понятия: действенная задача, события и его
оценки. Ощущение пространства, сценического самочувствия.
Практика. Упражнения по наработке коллективного чувства локтя:
«Стулья», «Печатная машинка». Упражнения, направленные на умение слушать:
«Найди своё место в колонне», «Рулетка». Упражнения на развитие пластики,
двигательного аппарата, стимуляцию творчества, а также на снятие мышечных
зажимов и релаксацию: «Бык и ковбой», «Зеркало», «Растём», «Потянулисьсломались», «Сиамские близнецы». Игровые и танцевальные упражнения для
развития творческого восприятия, координации, чувства ритма, пластики и
навыков взаимодействия для детей общекультурного этапа обучения: «Танец
огня», «Насос и надувная кукла», «Строители».
6. Раздел: Постановочная работа. Репетиционная работа. Творческая
деятельность
Теория. Порядок и правила поведения на выступлениях, сцене и выездных
соревнованиях. Порядок и правила хранения инвентаря, костюмов. Правила
сценического макияжа.
Практика. Просмотр видеоматериала предыдущих выступлений, анализ.
Разучивание и воспроизведение танцевальных миниатюр и композиций.
Постановка танцевальных связок и композиций. Отработка танцевальных
номеров различной направленности.
7. Раздел: Итоговые показы
Практика. Открытые занятия. Концертная деятельность: участие в
концертах и конкурсах на уровне учреждения, коллектива и края. Участие во
всероссийских и международных конкурсно-фестивальных мероприятиях.
Выступления. Реализация изученных танцевальных постановок на концертных,
фестивальных и конкурсных мероприятиях. Участие в районных, краевых,
всероссийских акциях.

16

8. Раздел. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Практика. Проведение мероприятий согласно памятным датам и
праздничным дням РФ (встречи, беседы, экскурсии, игры, праздники).
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающихся будут развиты:
- способность

оценивать

и

наслаждаться

красотой,

гармонией

и

искусством, отличать прекрасное от безобразного в явлениях действительности
и произведениях искусства, насмотренность;
- активная познавательная деятельность, связанная с положительным
эмоционально окрашенным отношением к овладению творчеством, желанием
достижения высоких результатов, проявлением инициативы.
Метапредметные результаты
У обучающихся будет:
- установка на активное участие в жизни коллектива, стремление к
саморазвитию и готовность принимать инициативу, лидерские качества.
У обучающихся будут развиты:
- музыкально-ритмические способности, такие как творческое мышление,
воображение, фантазия, внимание, память, пространственное мышление.
Предметные результаты
Обучающиеся будет знать:
- базовые термины в области хореографии.
Обучающиеся будет уметь:
- воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного
содержания, разных жанров;
- слушать музыкальное произведение, выделять в нём выразительные и
изобразительные интонации, различать произведения разных культур;
- участвовать в коллективном воплощении танцевальных образов;
- передавать эмоциональное содержание движениями в исполнении
различных произведений;
17

- начинать и заканчивать движения одновременно с началом и
окончанием музыкальной фразы;
- передавать движением сильную и слабые доли такта;
- проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в
процессе игры, движения под музыку;
- свободно двигаться под музыку различного характера.
Раздел № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для занятий объединения необходимо специально оборудованный кабинет,
размером не менее 6м*7м, имеющего достаточное освещение, покрытое
специальным линолеумом.
Необходимо следующее оборудование:
- зеркальная стена;
- спортивный инвентарь;
- магнитофон;
- сценические костюмы;
- стандартное рабочее место педагога.
Важным

условием

реализации

программы

является

финансовое

обеспечение. Финансирование может осуществляется за счёт средств бюджета,
средств,

полученных

от

внебюджетной

деятельности,

добровольных

родительских взносов и спонсорской помощи.
Информационно-методические материалы
Программа разработана с учётом специфики образовательного учреждения
на основе нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
18

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ;
- Устава Учреждения.
Наличие фонда методической литературы по предметной деятельности:
- подборка методик обучения;
- CD и DVD-диски (классическая музыка в современной обработке (Ванесса
Мэй) (CD), восточная музыка (арабская, турецкая, индийская, как в
классическом

варианте,

так

и

в

современной

обработке)

(CD),

разностилестическая музыка (CD), РОК, Hip-Hop, R’n’b, House, Джаз (CD);
- лучшие коллективы страны и зарубежья («Тодес», «Стрит-джаз», «Рашстайл», «Монплезир», «USB» и пр.) (DVD), видео со всевозможных
мероприятий, конкурсов и фестивалей различных уровней (DVD).
Наглядные пособия:
- основные группы танцев (таблицы);
- основные стили современных танцев;
- схемы;
- презентации;
- фотостенд о конкурсах;
- информационный уголок.
Список литературы для организации образовательного процесса:
1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пос. для ст-в пед. ин-ов. /
под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение,1987.
2. Дени Г., Дассевиль Л. Все танцы. Киев: Музыка, 1983.
19

3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. Ярославль: Академия развития, 2000.
4. Пасютинская В. Волшебный мир театра. М.: Просвещение, 1985.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы
По

каждой

группе

обучающихся

осуществляется

мониторинг

образовательной деятельности по годам обучения, поэтапно.
- входной контроль: исследование уровня обученности детей до начала
занятий по программе;
- текущий контроль: оценка качества освоения программы и личностных
качеств обучающихся в течение всего учебного года;
- промежуточная аттестация: после первого года обучения, после второго
года обучения;
- итоговый контроль: после третьего года обучения.
Для

контроля

результативности

освоения

программы

ведутся

мониторинговые исследования:
- по сохранности контингента обучающихся;
- мониторинг качества образования, уровня обученности и творческого
развития обучающихся;
- мониторинг результатов участия обучающихся в творческих конкурсах,
смотрах, соревнованиях, фестивалях различного уровня.
Для определения имеющихся навыков работы и оценки результатов
освоения программы, два раза в год проводятся диагностические исследования –
тестирование, анкетирование, наблюдения, собеседования.
По окончании каждого занятия проводится рефлексия по образовательной
деятельности обучающихся (Приложение № 1).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозапись,

грамота,

творческий

номер,

материал

анкетирования

и

тестирования, протокол соревнований, фото, отзыв обучающихся и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и др.
20

Формы аттестации/ контроля:
- наблюдение – непосредственное восприятие, познание образовательного
процесса в естественных условиях. Используется как форма текущего контроля
на учебных занятиях;
- опрос – метод сбора первичной информации, основанный на выяснении
мнений обучающихся о программе и направлении, что в дальнейшем поможет
улучшить продуктивность занятий;
- игра – одна из форм при проведении контроля/аттестации. Способствует
развитию памяти, внимания, творческого воображения. Различные виды игр
помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения
и навыки;
- зачёт – специальный этап контроля, целью которого является проверка
достижения

учащимися

уровня

их

подготовки;

проводится

в

форме

самостоятельной работы;
- конкурс – специально организованное соревнование в танцевальной
деятельности, целью которого является сравнение уровней мастерства
участников;
- отчётный концерт – мероприятие, на котором обучающиеся и педагог
отчитываются о проделанной работе за определённый промежуток времени.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
защита творческих работ, конкурс, концерт, открытое занятие, отчёт итоговый,
поступление выпускников в профессиональные образовательные организации
по профилю, праздник, соревнование, фестиваль и др.
2.3. Методические материалы
Данная

программа

разработана

для

обучения

по

очной

форме

образовательного процесса.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительноиллюстративный,

репродуктивный,

дискуссионный.
21

частично-поисковый,

игровой,

Методы

воспитания

–

убеждение,

поощрение,

стимулирование,

мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия – фестиваль, шоу, беседа, игра,
конкурс, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие, соревнование, экскурсия.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология
обучения,

дифференцированного
технология

игровой

обучения,

технология

деятельности,

технология

развивающего
коллективной

творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.
Алгоритм учебного занятия включает в себя следующие этапы:
1. Вводная

часть,

организационный

момент,

инструктаж

по

ТБ,

определение целей и задач занятия.
2. Содержательная часть – практическая часть, изучение и разбор нового
материала.
3. Заключительная часть – подведение итогов, проверка и контроль
изученного материала, самоанализ, взаимоанализ, рефлексия.
Дидактические

материалы

–

имеется

в

наличии

наглядный

видеоматериал, аудиоматериал, презентации, иллюстрации, фотографии.
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года,
неделя
Количество учебных дней
Продолжительность 1 полугодие
учебных периодов
2 полугодие
Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, час

1 год
36

2 год
36

3 год
36

108
02.09.2024 28.12.2024

108
02.09.2024 28.12.2024

108
02.09.2024 28.12.2024

08.01.2025 30.05.2025
7-9
2
3 раза\нед
216

08.01.2025 30.05.2025
10-12
2
3 раза\нед
216

08.01.2025 30.05.2025
13-15
2
3 раза\нед
216

22

2.5. Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка
Актуальность программы
Хореографическое
эстетического

искусство

воспитания

и

является

развития

уникальным

личности

ребёнка.

средством
Программа

«Хореография» направлена на создание эффективной системы, способствующей
всестороннему развитию детей через танцевальное искусство.
Цель

–

развитие

художественно-творческих

способностей

детей

средствами танца с учётом их индивидуальных способностей.
Задачи:
1. Знакомить с историей хореографического искусства.
2. Формировать основы хореографической подготовки.
3. Развивать творческое воображение.
4. Совершенствовать музыкальную культуру.
5. Формировать устойчивый интерес к хореографическому искусству.
6. Развивать навыки межличностного общения.
Реализация

воспитательных

мероприятий

данной

программы

обеспечивает комплексное развитие личности ребёнка через танцевальное
искусство, способствует формированию эстетического вкуса и творческих
способностей, создаёт условия для самореализации каждого обучающегося.
Мероприятия реализуются с учётом неоднородности уровня воспитания и
культуры обучающихся в коллективе, а также в соответствии с календарём
праздничных дат РФ.
2.6. Календарный план воспитательной работы
№
1

Период
Направление
проведения
Сентябрь Художественноэстетическое
воспитание

Мероприятие

Ответственный

Посещение
историкокраеведческого
музея
с. Покровка

Постникова
Д.Н.

23

Планируемый
результат
Формирование
знаний в области
народных
культур и
хореографии

2

Октябрь

Социальное
воспитание

3

Декабрь

Гражданскополитическое
воспитание

4

Март

Нравственное
воспитание

5

Март

Художественноэстетическое
воспитание

6

Апрельмай

Гражданскопатриотическое
воспитание

Концертная
программа ко
Дню пожилого
человека,
совместно с
КГБУСО
«Покровский
ПНИ»
Концертная
программа ко
Дню
Конституции
Российской
Федерации,
постановка
композиций
Тепло сердец для
наших мам

Постникова
Д.Н.

Развитие
музыкальноритмических
способностей;
формирование
нравственных
ценностей

Постникова
Д.Н.

Формирование
активной
жизненной
позиции, через
приобщение к
культурным
ценностям

Постникова
Д.Н.

Посещение
театра ко
Всемирному дню
театра. Просмотр
спектакля
Мероприятия,
посвящённые
Дню победы,
участие в
торжественном
митинге

Постникова
Д.Н.

Формирование
духовнонравственных
ценностей,
семейных
ценностей.
Развитие
исполнительских
навыков
Воспитание
эстетического
вкуса, развитие
артистизма

Постникова
Д.Н.

Формирование
знаний о
хореографическом
искусстве в годы
Великой
Отечественной
Войны

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. М.: Книга по Требованию, 2021.
2. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии:
уч. пособие. М: Лань, Планета музыки, 2020.
3. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М: Просвещение, 2020.
4. Шарова Н. И. Детский танец (+ DVD-ROM). М: Лань, Планета музыки,
2020.
24

Приложение 1
Диагностические методики, мониторинговые исследования уровня
обученности детей МБУ ДО ЦДТ
1. Учёт творческих достижений
1. Определение уровня творческого развития обучающихся объединения
«Хореография» по видам деятельности образовательной программы после 1 года
обучения ( ____-____ уч.г.) 1 группа.
Далее – таблицы по трём годам обучения:

Партнёринг и
навыки
взаимодействия

Творческая
выразительность

Актёрское
мастерство

Классическая
хореография

Растяжка

Выносливость

Равновесие,
координация

Ритмослух

Музыкальнодвигательная
выразительность

№ группы

ФИ

Таблица № 1.1 (№ 1.2. и № 1.3.)

Таблица заполняется трижды в год на всех этапах обучения. Раздел,
который не изучается в данной группе на данном этапе обучения, либо не
является первостепенным, остаётся незаполненным. Оценивание происходит
следующим образом:
– раздел не освоен;
+/– раздел освоен частично;
+ раздел освоен.
Таблица № 1.4. Карта учёта творческих достижений обучающихся
объединения «Хореография» (результаты участия обучающихся объединения в
районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях,
соревнованиях), 1 гр.:
ФИО

Дата
проведения

Наименование
мероприятия/
конкурса

25

Результат
Участник
Победитель/
призёр

Таблица № 1.5. Сводная таблица результатов участия обучающихся
объединения «Хореография» в творческих мероприятиях
Год

Название конкурсов, выставок

Количество
детей

Результат

ФИ
победителей

Районный уровень
Краевой, всероссийский, международный уровень

2. Формы и методы проверки результатов по этапам обучения
1 год
Итоговым занятием является открытое занятие, где педагог так строит
работу группы, чтобы суметь выставить обучающимся итоговые оценки по
следующей системе:
«0» – плохо
«1» – удовлетворительно
«2» – хорошо
«3» – плохо
Оцениваются:
- ритмослух,
- строение музыки,
- равновесие,
- координация движений,
- ориентация в пространстве,
- заинтересованность.
Данные заносятся в таблицу.
Также, итоговым занятием является зачёт, который может проходить как в
форме открытого занятия, так и обычно. На зачётном занятии оцениваются
знания и умения по основным разделам программы:
- Основы

классической

хореографии

элементов и умение их воспроизводить):
26

(начальные

понятия,

знание

- танцевальные шаги,
- прыжки (партерные и с разбега);
- растяжка;
- координация,
- выносливость;
- навыки взаимодействия.
«0» – плохо,
«1» – удовлетворительно,
«2» – хорошо,
«3» –плохо.
2 год
На таком занятии дети, как индивидуально, так и в микро-группах,
выполняют задания педагога, демонстрирующие тот или иной блок программы,
и педагог выставляет оценку в таблицу. Завершающим занятием является
зачётное занятие или контрольное занятие. На таком занятии оцениваются
знания и умения основных разделов программы, каждый раздел разбивается на
элементы. Например, такой раздел, как ОФП, должен быть разбит на элементы:
шпагат, корзинка, мостик, колечко, мостик, боковая затяжка у станка, задняя
параллельная затяжка у станка.
Оценивание также происходит по следующей системе оценивания, данные
которой заносятся в таблицу:
«0» – плохо,
«1» – удовлетворительно,
«2» – хорошо,
«3» –плохо.
Подведение результатов 2 года обучения должного быть разбито на
несколько этапов.
Первый

этап:

«Домашнее

задание».

Защита

творческой

работы

(индивидуального проекта) по выбранной теме «Образ» или «Имидж».
Обучающиеся за определённый заранее срок (но не менее 3 недель)
27

самостоятельно, дома, выполняют задание любым

удобным способом

(компьютер, бумага и краски, своё лицо и фотоаппарат). Защита такой работы
происходит на занятии, с ранее определённой датой.
Оценивается работа следующим образом:
«0» – не выполнил, или не справился,
«1» – выполненная работа не совсем соответствует теме,
«2» – справился частично,
«3» – справился отлично.
Второй этап: «Создание сценического образа».
Обучающиеся разбиваются на пары, согласно жеребьёвке и создают друг
другу определённый сценический образ: наносят макияж, подбирают музыку,
костюм (музыка и костюм могут быть гипотетическими). Такая работа
оценивается по трёхбальной системе:
«0» – не выполнил, или не справился,
«1» – выполненная работа не совсем соответствует теме,
«2» – справился частично,
«3» – справился отлично.
3 год
Форма подведения итогов на данном этапе может быть следующая:
Обучающимся предлагается придумать свою танцевальную постановку,
которую можно как самостоятельно воспроизвести на итоговом занятии, так и
научить другого члена группы. Танцевальная постановка может быть в заданном
стиле, причём стили могут быть обширными

(эстрадный, народный,

классический, современный и т.д.) или узкими (восточный, модерн, Hip-Hop и
пр.); стиль может быть единым для всей группы или индивидуальным (согласно
жеребьёвке).
Также такое занятие может носить тематический характер («чувства», «в
мире животных», «сказки», «путешествия по странам» и мн. др.).
При просмотре таких творческих работ оценивается:
- подобранная музыка и её соответствие регламенту;
28

- качество исполнения,
- рисунок танца,
- актёрское мастерство,
- идея и оригинальность,
- художественное оформление номера (макияж, костюм, соответствие
образу),
- соответствие возрасту,
- импровизация.
Система оценивания:
«0» –не выражается,
«1» – выражается плохо,
«2» – выражается хорошо,
«3» – выражается отлично.
3. Мониторинг сохранности контингента обучающихся объединения
«Хореография»
1 группа:
Таблица 2.1. Количество обучающихся объединения «Хореография» по годам
обучения
№
1
2
..
Итого

___-___ уч.г.
Иванов Иван
Сидорова Галина
……..
12

___-___ уч. г.
Иванов Иван
Сидорова Галина
……..
11

___-___ уч.г.
Иванов Иван
Сидорова Галина
……..
9

Таблица № 2.2. Сводная таблица данных по сохранности контингента
обучающихся объединения «Хореография» по годам обучения, 1гр.

2018-2019
2019-2020
2020-2021

1 год
12

Количество обучающихся
2 год

3 год

11
9

29

4. Мониторинг качества образования, уровней обученности и творческого
развития обучающихся объединения «Хореография» по годам обучения
1 гр.:
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
Таблица № 3.1. – 3.2. Таблица № 3.1. + нормативная таблица (отдельный
файл)
Таблица № 3.3. Сводная таблица показателей уровней обученности
обучающихся объединения «Хореография» по годам обучения (1гр.)
Уровень
обученности
Низкий
(от 0 до 2,99 б.)
Средний
(от 3 до 4,99б.)
Высокий
(от 4 до 5б.)

Год обучения, количество детей
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
___-___ уч.г.
(12 чел.)
(11 чел.)
(9 чел.)
5
2
0
4

5

2

3

4

7

Таблица № 3.4. Соотношение данных по динамике развития уровней
обученности детей по годам обучения (общие показатели) (графики + текст,
пояснения)
Нормативная таблица значений показателей уровня творческого развития:
Уровни творческого развития
Репродуктивный
Конструктивный
Творческий

Значение показателя уровня творческого
развития
0 - 4 баллов.
5 - 7 баллов.
8 - 10 баллов.

№ 3.5. Сравнительная динамика качества образования и уровня
творческого развития обучающихся 1 гр. по годам обучения
Уровни обучения.

Репродуктивный
0-4 баллов
Конструктивный
5-7 баллов
Творческий
8-10 баллов

Год обучения, количество детей.
1 год обучения.
2 год обучения.
3 год обучения. (___
(___- 19 уч.)
(___ - 20 уч.)
- 21 уч.)
(12 чел.)
(11 чел.)
(9 чел)
10
1
0
2

9

2

0

1

7

30

Приложение 2
Анкетирование удовлетворенности родителей работой педагога и студии в
целом (Вариант 1)
1. Возраст и пол ребёнка, номер группы, год обучения.
2. Как бы вы хотели поучаствовать в жизни студии?
- совместное проведение свободного времени;
- совместное планирование и анализ дел;
- организация праздников и мероприятий;
- другое.
3. Какие формы взаимодействия с педагогом для вас наиболее эффективны?
- родительские собрания;
- личные беседы;
- другое.
4. Как вам наиболее удобно узнавать информацию?
- родительские собрания;
- личные беседы;
- информационные стенды;
- индивидуальные памятки;
- от других родителей;
- другое.
5. Какие мероприятия в этом учебном году, на ваш взгляд, наиболее
актуальны?
6. Ваши пожелания к работе в текущем году.
(Вариант 2)
1. Возраст и пол ребёнка, номер группы, год обучения.
2. Довольны ли вы работой студии в истекший год?
- да;
- нет;
- частично.
3. Что, на ваш взгляд, было наиболее сильным?
31

- уровень проведённых мероприятий;
- расписание;
- репертуар;
- открытые занятия;
- итоговые и аттестационные занятия.
4. Что можно было бы улучшить?
- уровень проведённых мероприятий;
- расписание;
- репертуар;
- открытые занятия;
- итоговые и аттестационные занятия.
5. Довольны ли вы расписанием?
- да;
- нет;
- частично.
6. Довольны ли вы уровнем проведённых мероприятий?
- да;
- нет;
- частично.
7. После занятий ваш ребёнок:
- уравновешенный;
- бодрый;
- весёлый;
- усталый, утомлённый;
- раздражительный, агрессивный.
8. Довольны ли вы эмоциональной обстановкой в коллективе?
- да;
- нет;
- частично.
9. Довольны ли вы взаимоотношениями ребёнка с педагогом?
32

- да;
- нет;
- частично.
Примечание:
Данный перечень вопросов носит информативный и обзорный характер, он
может изменяться в зависимости от потребностей, актуальности и уровня
развития коллектива.
Приложение 3
План-конспект открытого занятия по теме:
«Танцевальная импровизация»
Занятие общеподготовительной группы 1 года обучения.
Возраст обучающихся – 6-7 лет.
Открытое занятие первого полугодия. В нём представлены различные
танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации,
перестроения, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель занятия – формирование совершенной импровизации движений в
соответствие с характером музыки и темой танцевальной постановки.
Задачи:
1. Воспитывать художественно-эстетическую культуру и культурных
артистичность.
2. Развивать технику исполнения танца, силу, ловкость, гибкость, точность
исполнения движения, всего двигательного аппарата, подвижность в суставах,
укрепление эластичности мышц.
3. Совершенствовать у обучающихся чувство ритма, памяти, внимания,
умения выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения
движений.
Тип занятия: тренировочный, танцевальная импровизация.
Методы обучения: практический, словесный, метод развития творческих
способностей и личных качеств.
Форма работы: групповая, игровая.
33

План занятия
1. Организационный момент (5 мин.)
2. Разминка (15 минут).
3. Основная часть (20 мин.)
4. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Оборудование:

музыкальный

центр,

компьютер,

аудиозаписи

музыкальных произведений, видеозаписи с наглядным материалом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Занятие начинается с приветствия (поклона). Ребята заходят в зал и
становятся в шахматном порядке.
П е д а г о г . Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
Посмотрите на это слово (показывает на альбомный лист, на котором написано
слово «импровизация».) Как вы думаете, что оно обозначает? …
Ответы детей.

На нашем занятии мы будем фантазировать и попробуем свои силы в
самостоятельном творчестве по созданию художественного образа и небольших
танцевальных композиций.
2. Основная часть.
Разминка. Этот раздел обязательно нужно выполнять каждое занятие перед началом любой
физической нагрузкой, во избежание профессиональных травм. Во время разогрева
необходимо следить, чтобы учащиеся не торопились, делали упражнение размеренно,
почувствовали каждую мышцу, каждый сустав. Первая группа – это упражнения стрейчхарактера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей
тела. Вторая группа упражнений связана с наклонами и поворотами торса. Они помогают
разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы (именно на
позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях занятия). Эти упражнения
эффективнее всего исполнять стоя или в партере. Третья группа связана с разогревом ноги
стоп. Подготовка позиции ног. Работа над выворотностью (подготовка к элементам
экзерсиса плие, релеве).

П е д а г о г . Ноги вместе по шестой позиции, потом носочки поругались и
смотрят в разные стороны в первую позицию, так же приседают и поднимаются
на высоких полупальцах.

34

Добавляем упражнения на закрепление позиций рук «Воздушный шар». Педагог
объясняет правило игры, и показывает движения рук. Воспитанники показывают позиции рук
в игре (игра проводится 2-3 раза).

Представляем, что берём воздушный шар в подготовительной позиции,
поднимаем в первую позицию показывая шар, раскрываем руки во вторую
позицию надувая шар, и поднимаем руки в третью позицию.
Дети выполняют задание.

Молодцы вы постарались и показали красивый шар!!!
Передвижение в пространстве. Работа по диагонали. Этот раздел занятия развивает
танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль исполнения танца. Учащиеся
должны уметь передвигаться в пространстве шагами, прыжками и по заданной педагогом
схеме. В этом разделе занятия учащиеся должны освоить шаги.

А теперь ребята, я вам покажу небольшой фрагмент танцевальной
постановки из интернета, а вы мне должны будете сказать, кого изображают
исполнители… (Показывает видеоролик.) Кого изображали исполнители в этом
танце?.. А как вы угадали? … Мимика, движения… Правильно, чтобы зритель
понял, кого мы изображаем в танце, мы должны использовать наше актёрское
мастерство.
Раздел пятый: актёрское мастерство. Упражнения из тренинга актёрского мастерства на
освобождение от мышечного напряжения и телесного зажима («Камень-вода»,
«Пластилиновые куклы», «Марионетки»), упражнения на мимику (грусть, скука, радость,
удивление).

Хорошо, ребята! Теперь мы попробуем применить это на практике и изобразить
танцевальную композицию «Кошечки».
Дети совместно с педагогом импровизируют на заданную тему под соответствующую
танцевальную композицию.

Хорошо, это и была наша с вами импровизация. То есть, мы придумывали танец
на ходу, сразу, во время его исполнения. А теперь мы попробуем с вами
импровизировать под разные стили музыки.
Педагог поочередно включает для всех музыку в разных стилях. Ребёнок должен уловить
настроение, понять стиль предложенного музыкального материала и исполнить небольшую
комбинацию-импровизацию, погрузиться в органичную для него движенческую среду,
идущую от музыки. Импровизация происходит в два этапа: с повязками на глазах и без.
Учащиеся активно проявляют эмоции и делятся друг с другом впечатлениями.

3. Заключительная часть.
35

П е д а г о г . У вас получился замечательный танец кошек. Вы научились
импровизировать, создавать и передавать образ в танце. Молодцы!
Рефлексия: учащимся предлагается показать эмоцию на лице, в зависимости от
полученного на занятии настроения (радость, грусть, безразличие). Поклон-прощание.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».